16 октября, 13:46

Солнечный ветер стал источником лунной воды

Солнечный ветер стал источником лунной воды Новый анализ образцов почвы, доставленных с Луны аппаратом "Аполлон", показал, что источником воды в ней является, по всей вероятности, солнечный ветер. Сведения были опубликованы в журнале Nature Geoscience, а краткое содержание работы можно найти на сайте Университета Мичигана.

Исследователи изучили образцы лунного грунта, который образовался в результате попадания метеоритов - стеклянных агглютинатов - на поверхность спутника. Именно они составляют примерно половину массы всего грунта, находящегося на поверхности Луны. Их состав авторы работы изучали методом инфракрасной спектроскопии, а также тандемной масс-спектрометрии.

Ученым удалось показать, что содержание гидроксил-иона OH-в лунной породе значительно повышено. Данное вещество образуется путем попадания в материал иона водорода - протона (H+), принесенного на Луну солнечным ветром. Захватывая из лунного грунта кислород, протон способствует образованию более стабильной частицы - гидроксил-иона, которая рекомбинирует в воду H20 при взаимодействии с другим протоном.

Ученые также показали схожесть изотопного состава водорода в гидроксил-ионах с составом, присутствующим в солнечном ветре. Это подтверждает косвенным путем "солнечное" происхождение на Луне воды. Согласно альтернативной гипотезе, кометы, упавшие когда-то на поверхность спутника, являются источником воды на Луне.

По предположениям ученых, такой механизм образования из солнечного ветра воды может работать и на других телах, не имеющих атмосферу, на Меркурии, например, или на астероиде гигантских размеров Веста.

Вода, ее присутствие и происхождение, является, пожалуй, одной из центральных тем исследования ученых во всем мире, занимающихся Луной. К спутнику был запущен в 2009 году аппарат LCROSS с целью проанализировать состав грунта, взятого со дна кратера Кабеус, опустившимся туда разгонным блоком. Подобный эксперимент был проведен в 2008 году аппаратом Чандраян-1.