Российская Информационная Сеть
29 октября, 10:21

Несколько теорий о том, как мы выбираем брачных партнеров

Несколько теорий о том, как мы выбираем брачных партнеров Существует несколько теорий, описывающих, по какому принципу мы выбираем себе партнеров по браку.

Некоторые исследователи уподобляют процесс выбора супруга торговой сделке, причем "валютой" в обмене служат такие социальные ценности двух индивидов, как социальное происхождение, экономическое положение, образование и личные качества (возраст, внешность) (Melville К., 1977).

Сторонники теории гомогамии утверждают, что "обменены" могут быть не любые мужчина и женґщина, а лишь те, которые обладают одинаковой "социальной ценностью", или гомогамией. Иначе говоря, мы стараемся выбирать себе партнера внутри нашего социального уровня, по территориальной близости, среди людей нашей расы.

Теория "дополняющих потребностей" (Уинч Р.) заключается в предположении, что принцип "гомогамии" работает только в социально-культурной сфере. А когда речь заходит о характере, то притягиваются противоположности. Так, например, властного мужчину будет притягивать кроткая женщина, а спокойного и мягкого мужчину может влечь к энергичной и прямой женщине.

Инструментальная теория подбора супругов, разработанная Сентерсом, также уделяет первостепенное внимание удовлетворению потребностей, но при этом утверждает, что одни поґтребности (например, половая и потребность в принадлежности) более важны, чем другие, и что некоторые потребности более присущи мужчинам, чем женщинам, и наоборот. Согласно Сентерсу, человека влечет к тому, чьи потребности сходны с его собственными или дополняют их.

Согласно Адамсу, изучавшему прочные студенческие пары на протяжении 6 месяцев, первичное влечение основано скорее на внешних особенностях, таких, как физическая привлекательность, общительность, уравновешенность и общие интересы. Завязавшиеся отношения укрепляются благодаря реакциям окружающих, получению статуса пары, ощущению уюта и спокойствия в присутствии друг друга и так далее. Затем пара вступает в стадию взаимных обязательств и близости, что еще больше сближает партнеров. Члены пары, связавшие себя взаимными обязательствами, изучают взгляды и ценности друг друга. На этой стадии пара часто готова к тому, чтобы принять решение о вступлении в брак.

Теория "стимул-ценность-роль", созданная Б. Мерстейном, основывается на двух важных посылках:

1) на каждой ступени развития взаимоотношений партнеров прочность отношений зависит от так называемого равенства обмена (происходит учет плюсов и минусов каждого, каждый человек старается вступить в брак с наиболее привлекательным для себя партнером);

2) брачный выбор включает в себя серию последовательных стадий, или фильтров. Выделяются три стадии: стимул (привлекательность партнера) - ценность (сходство взглядов) - роль (соґответствие ролевого поведения избранника своим ожиданиям).

В "круговой теории любви" рассматривается четыре стадии:

- установление взаимосвязи (критерий - легкость общения, зависящий от социально-культурных факторов);

- самораскрытие - возникновение доверия, возможность раскрытия себя перед другим;

- формирование взаимной зависимости (на основе чувства необходимости друг другу);

- реализация базовых потребностей личности (в любви, доверии).

Общим для перечисленных теорий является то, что все они базируются на принципе социально-культурной гомогамии, а механизм выбора партнера рассматривается как система фильтров. Данные теории последовательно сужают круг возможных избранников, отсекая неподходящих. На заключительном этапе остаются те пары мужчин и женщин, которые теоретически должны хорошо подходить друг другу как супруги.

Представители ролевой теории (Парсонс Т., Бейлз Р., Харбер Б., Орт Р. и др.) полагают, что удовлетворенность браком зависит от соответствия ролевых ожиданий партнеров ролевому поведению.

nbsp;RIN 2000-