Российская Информационная Сеть
21 ноября, 15:17

Китай решил самостоятельно строить авианосцы

Китай решил самостоятельно строить авианосцы Спустя два месяца после того как китайские ВМС приняли на вооружение свой первый авианосец, ранее носивший имя "Варяг", Китай заявил о готовности создавать авианосцы собственными силами.

По мнению экспертов, для этой страны задача вполне посильная. И деньги, и амбиции, и технологический потенциал у Пекина точно есть.

Китай готов строить больше авианосцев. Об этом среду заявил глава Китайской государственной судостроительной корпорации Ху Вэньмин. Именно на ее верфи проходил дооснащение закупленный у Украины тяжелый авианесущий крейсер "Варяг".

"Строительство авианосцев Китаю вполне по силам, учитывая мощный рывок страны по созданию всех кластеров оборонно-промышленного комплекса"

"Китай - единственный из пяти постоянных членов Совета безопасности ООН, не имеющий авианосца, целиком созданного собственными силами", -сказал Ху Вэньмин, слова которого приводит ИТАР-ТАСС.Ху Вэньмин добавил, что руководимая им компания готова строить больше "авиабаз на море". "Мы должны наращивать собственные разработки и производственные мощности по выпуску оружия и оснащения, чтобы восполнить нехватку их у страны, и самостоятельно строить свои авианосцы", - подчеркнул президент корпорации.

Правда, говорить о том, когда и сколько будет построено китайских авианосцев Ху Вэньмин не пожелал, объяснив, что такие планы - "прерогатива центральных властей". При этом он не стал скрывать, что Китай будет создавать авианосцы с использованием катапультной технологии, в то время как самолеты с авианосцев типа "Варяг" взлетают с полетной палубы с трамплином.

Китай, по мнению экспертов, не планирует оснащать свой авианосец российскими палубными истребителями. "У нас не было от китайской стороны соответствующих запросов", - заявил журналистам на авиасалоне в Чжухае руководитель делегации "Рособоронэкспорта" начальник департамента ВВС Сергей Корнев.

Китайская государственная судостроительная корпорация - вторая в мире после южнокорейской Hyundai Heavy Industries. Именно она разработала и произвела большую часть аэронавигационных систем, установленных на "Ляонине".

Первый китайский авианосец, носивший ранее названия "Ши Лан" и "Варяг", был принят на вооружение ВМС Китая 25 сентября 2012 года.

Авианосец строили в 1980-х годах для советского флота, однако не успели закончить. После распада СССР "Варяг" отошел Украине. Когда советские военные корабли резали на металлолом, китайская компания, связанная с Китайской народной армией освобождения, выкупила "Варяг" у Украины.В 2001 году корабль переправили в Китай, где из него должны были сделать плавучее казино. Впоследствии вооруженные силы Китая объявили, что возьмут его на вооружение. Работы по ремонту и переоснащению судна длились несколько лет.

По мнению директора Центра мировой торговли оружием (ЦАМТО) Игоря Коротченко, Китай начинает конвертировать свою экономическую мощь в военную, а создание собственных авианосцев - лишь один из элементов этой программы. В практическом плане к решению этой задаче Китай готов, считает эксперт. "Строительство авианосцев Китаю вполне по силам, учитывая мощный рывок страны по созданию всех кластеров оборонно-промышленного комплекса, - говорит Коротченко. - Нельзя забывать и о возросшем научно-техническом потенциале Китая".

Строительство авианосца - удовольствие дорогостоящее. К примеру, стоимость последнего американского авианосца "Джордж У.Буш" достигла 6,2 млрд долларов. А стоимость строительства американского авианосца нового поколения "Джеральд Р.Форд", сдача которого ВМС США намечена на 2015 год, оценивается уже в 8,1 млрд долларов. И это не считая 2,4 млрд долларов на научно-исследовательские и опытно- конструкторские работы (НИОКР) при проектировании. В мире очень мало стран, которые могу позволить себе содержать авианосец, а стран, которые способные его построить, и того меньше.

Но у Китая деньги есть, говорит Коротченко, напоминая о серьезных золотовалютный ресурсах страны.

"К тому же строительство первого китайского авианосца на основе купленного у Украины корпуса, позволила Китаю в известной степени посмотреть определенные технологические решения при создании подобного рода кораблей", - продолжает эксперт.

Помимо самих авианосцев необходимы корабли многоцелевой авианосной группы - это крейсера и фрегаты, корветы и суда обеспечения, корабельные самолеты дальнего радиолокационного дозора и обнаружения. Но и с этим у Китая не должно возникнуть больших проблем.

"Китай успешно клонировал Су-33 - палубный вариант российского истребителя", - замечает Игорь Коротченко. В свое время Китай купил на Украине один из прототипов Су-33 и воспроизвел его, включая сложные технологические решения (например, складывающееся крыло)."Скорее всего, на базе этих решения и будет базироваться авиагруппа, - рассуждает эксперт. - Очевидно, это будут китайские модернизированные клоны СУ-33. Это будет многофункциональный палубный истребитель. При этом ключевым элементом китайской программы должно стать создание палубного самолета ДРЛО (дальнего радиолокационного обнаружения - прим.) - без этого говорить о наличии полноценного авианосца и авиагруппы очень тяжело".

Коротченко делает вывод, что с точки зрения амбиций, технологического потенциала и финансов Китай полностью готов к созданию собственных авианосцев: "Он находится на пике своего военно-технического могущества. В основе функционирования китайской военной промышленности заложены те принципы, которые применялись в "оборонке" СССР. Китай их творчески развил и применил с учетом своих специфических условий".

А вот для России этот вопрос не будет актуальным как минимум до 2020 года. В бюджете на строительство авианосца денег нет. По словам Коротченко, средства выделены только на проработку перспективного облика и основных технологических решений - это не более чем эскизный проект.

"После 2020 года возможно строительство двух авианосцев: один для базирования на Тихоокеанском флоте, другой - на Северном флоте. Мы упираемся здесь в два фактора - это политическая воля и деньги", - резюмирует директор ЦАМТО.

Сейчас России приходится покупать даже вертолетоносцы за рубежом. Речь идет о четырех французских судах "Мистраль", два из которых, правда, должны будут произведены в России. По неофициальным данным, стоимость одного корабля составляет порядка 600 млн евро. По словам главкома ВМФ Виктора Чиркова, Россия может начать строительство авианесущих кораблей только после 2020 года.

nbsp;RIN 2000-