Российская Информационная Сеть
14 января, 15:25

Россия застыла в порочном круге застоя

Россия застыла в порочном круге застоя В 2012 г. Россия входила под знаком самых массовых с 1991 года митингов протеста, которые и задали политическую повестку на ближайшее будущее.

Однако к концу года протест практически сошел на нет - отчасти благодаря усилиям Кремля, быстро оправившегося от первоначального испуга и умело использовавшего тактику раскола, устрашения и давления на протестующих, отчасти благодаря отсутствию у "болотной оппозиции" достаточно широкой социальной базы. По всей видимости, этот тренд сохранится и в наступившем году. Но бесследно митинги не прошли: несистемная оппозиция превратилась в один из реальных факторов современной российской политики. Ей мы обязаны возвращением губернаторских выборов (хоть и через муниципальный фильтр), а также упрощением порядка регистрации политических партий. Численность протестных акций так и не снизилась до уровня мероприятий оппозиции на Триумфальной площади по 31-м числам, а протест перешел в состояние медленно тлеющего. По прогнозам аналитиков, более-менее серьезного обострения экономического кризиса может оказаться достаточно, чтобы вызвать уже массовое социальное движение.

Случится ли это в 2013 г., либо позднее, либо вообще не случится - зависит уже не столько от России, явно не способной к модернизации национальной экономической политики, сколько от мировой конъюнктуры. Обвал мировых цен на энергоносители, в свое время похоронивший СССР, может стать роковым и для государства, ставшего его правопреемником.

Но не факт, что новую волну протеста смогут возглавить нынешние "вожди Болотной", пытающиеся сегодня говорить от имени "рассерженных горожан". За прошедший год они так и не смогли предложить внятную политическую программу, которая позволила бы им расширить базу поддержки и аккумулировать протестный потенциал. Участие в выборах в Координационный совет оппозиции приняли примерно около 80 тысяч человек - примерно столько же выходили на митинги в пик протестной активности. За Евгению Чирикову, выступившую "единым кандидатом" от оппозиции на выборах в Химках, проголосовали 17% избирателей. Таким образом, в ближайшем будущем неформальной оппозиции вряд ли удастся вывести на политическую сцену лидеров, чьи фигуры были бы приемлемы для большей части электората. С другой стороны, активность, с которой Следственный комитет ищет (и находит) дела на Алексея Навального, заставляет предположить: в Кремле такую перспективу не расценивают как абсолютно невозможную.

Прошлый год прошел под знаком "закручивания гаек": против оппозиционеров возбуждались уголовные дела, а Госдума в авральном режиме проштамповала такое количество репрессивных законов (начиная с ужесточения ответственности за несанкционированные митинги и заканчивая расширением понятий "госизмена" и "шпионаж" до космических масштабов), что заработала почетной звание "взбесившийся принтер". Представить, что еще он мог бы выдать на-гора, трудно, но можно. Однако скорее всего нам придется наблюдать за применением недавно изобретенных репрессий. Замоскворецкий суд вот-вот примется рассматривать дело о массовых беспорядках на Болотной площади, а там и какое-нибудь из возбужденных против Навального дел до суда дотянут. Весной НКО начнут клеймить как иностранных агентов - либо наказывать тех, кто не заявил о себе. Видимо, в перспективе следует ожидать и громких "шпионских" дел - зря, что ли, депутаты работали над новым понятием госизмены?

А вот громкие коррупционные расследования, инициированные в прошлом году, выглядят далеко не столь перспективно. Несмотря на грозные заявления СКР, дело Сердюкова, похоже, все-таки будет спущено на тормозах. Экс-министр держится весьма непринужденно и отказывается отвечать на вопросы следователей. Бывшая министр сельского хозяйства Елена Скрынник, к которой вроде бы также были вопросы у подчиненных Бастрыкина, их просто игнорирует - занята воспитанием детей во Франции.

Судя по всему, последние громкие разоблачения - не что иное, как следствие передела сфер влияния между властными кланами, и с водворением главного спасателя страны Сергея Шойгу на место Сердюкова политическую игру - как бы причудливо ни смешивались в ней интересы военно-промышленных лоббистов, "силовиков" и кремлевских чиновников - следует считать оконченной. Заявив, что "у нас не 37-й год" Путин закрыл тему, фактически дав понять: он не заинтересован в масштабной атинкоррупционной кампании. Сохранность своих позиций как главного гаранта благополучия правящих элит для него важнее, чем эффективная работа государственной машины.

И если согласиться с версией, что коррупционные скандалы связаны с сообщениями о болезни Путина и являются приметами борьбы за престолонаследие, возникновения новых дел следует ждать в любой момент. Объективная и достоверная информация о состоянии здоровья главы государства отсутствует, поэтому возможен любой вариант развития событий.

Главной политической интригой 2013 г. обещает стать борьба за пост премьер-министра. Дмитрий Медведев время от времени дает понять, что его следует всерьез рассматривать в качестве потенциального кандидата на пост президента. Но в реальности даже кресло премьер-министра под ним не очень устойчиво: слухи о скорой отставке Медведева начали распространяться еще до его назначения, а в последнее время заметно усилились.

На самом деле у Путина не так много причин отправлять в отставку Медведева, доказавшего полную лояльность. Пост премьера скорее "технический": все стратегические вопросы решаются в Кремле, где созданы параллельные структуры управления экономикой. Источником напряжения могли стать попытки Медведева принять часть "ручного управления" экономикой на себя - это подтверждает, в частности, конфликт между между бывшим куратором ТЭК в правительстве Игорем Сечиным (сейчас он возглавляет президентскую комиссию того же профиля) и сменившим его на этом посту вице-премьером Аркадием Дворковичем.

Однако вряд ли стоит делать ставку на то, что клановые противоречия приведут к отставке правительства: это слишком серьезный шаг. Он может быть использован в качестве крайней меры - например, как символ смены экономического курса - если вдруг потребуется дать такой сигнал. Поэтому у Медведева есть все шансы досидеть на своем посту как минимум до серьезного кризиса, а в случае более-менее благополучного развития событий - и до конца третьего срока Путина.

Возвращение прямых выборов губернаторов стало, возможно, самым значимым итогом протестных выступлений. Впрочем, Кремль сделал все, чтобы нивелировать это завоевание: в закон о выборах губернаторов включили "муниципальный фильтр", который позволяет действующим главам регионов отсеивать самых серьезных противников еще на старте. На всякий случай перед вступлением в силу нового закона провели масштабную чистку губернаторского корпуса. В результате основная волна прямых выборов теперь придется лишь на 2015 - 2017 гг.; в этом году будут выбирать глав восьми регионов - Ингушетии, Хакасии, Забайкальского и Хабаровского края, Чукотского АО, Владимирской, Магаданской и Московской областей. При этом уже звучали предложения об отмене прямых выборов в нацреспубликах (это, якобы, не позволяет соблюсти интересы всех национальных групп), а Путин в ходе прямой линии фактически одобрил такое предложение. И, скорее всего, уже к Единому дню голосования в сентябре 2013 г. соответствующий законопроект будет принят и число выборов уменьшится еще почти на треть.

Выглядит все так, как будто Россия прочно застряла в порочном круге застоя. В конце минувшего года Центр стратегических разработок опубликовал результаты исследования, из которого следовало: страну ждет революция либо стагнация и национальное вымирание. Пока второй вариант развития событий представляется более вероятным.

nbsp;RIN 2000-