23 октября, 13:16
На III Всероссийском Фестивале науки были подведены итоги очного этапа четвертого конкурса научно-технических работ школьников "Ученые будущего". Проект организован Московским государственным университетом имени М.В.Ломоносова (МГУ) и корпорацией Intel при поддержке Дирекции Фестиваля Науки. Его цель - развитие интереса к изучению точных и естественных наук среди школьников.
Михаил Рыбаков
+7 (495) 641-4550
Mikhail.A.Rybakov@intel.com
Мария Кибкало
+7 (495) 641-4565
Maria.Kibkalo@Intel.com
"Фестиваль науки открыт для всех, кто стремится к постижению нового; кого интересует, как устроен и развивается мир, в ком не иссякает жажда открытий. Конечно, эти качества присущи в первую очередь молодежи, ибо кому, как ни ей идти дорогой познаний. А потому фестивали науки предназначены, прежде всего, молодому поколению - школьникам, абитуриентам, студентам, - заявил ректор МГУ имени М.В. Ломоносова академик В.А. Садовничий. - Такие конкурсы как "Ученые будущего", призваны включить в научный поиск школьников не только выпускных классов. Это позволит выявлять талантливых ребят в раннем возрасте и способствовать их привлечению к научному творчеству".
В этом году на конкурс поступило около 600 заявок от учеников 9-11 классов из государственных и частных образовательных учреждений стран СНГ. Из них для участия в очном этапе было отобрано более 90 работ из Украины, Казахстана и разных регионов России. Школьники представили свои научные проекты в семи категориях: "Химия и нанотехнологии", "Физика", "Биология и науки о жизни", "Техника и инженерные науки", "Науки о Земле", "Математика" и "Программирование".
Экспертное жюри, в состав которого вошли ведущие ученые, представители вузов стран СНГ и специалисты корпорации Intel, отметило особенно высокий качественный уровень работ в этом году и определило 30 лучших проектов, авторы которых получили статус победителей (1 место) и призеров конкурса.
На официальной пресс-конференции, прошедшей в формате круглого стола, представители Intel и МГУ обсудили вопросы популяризации науки. Определить роль, которую научно-инженерные конкурсы играют в жизни участников, помогли победители международного конкурса Intelў ISEF разных лет. Ребята поделились своими успехами и отметили, что научно-инженерные конкурсы именно тот формат, который позволяет открыть в себе навыки решения сложных, комплексных задач и благодаря этому добиваться успеха.
"Intelў ISEF научил меня грамотно излагать мысли и оформлять работы. Это 40% успеха, а может быть и 60%. Остались великолепные воспоминания. Всё-таки это намного большее, чем сухая научная конференция", - отметил победитель ISEF 2005 Максим Ткаченко.
"Самое главное чему научил Intel ISEF - умение решать крупные и сложные задачи, которые никто до этого не решил", - подчеркнул победитель ISEF 2006 Василий Дьяченко.
"Конкурс помог мне и многим другим ребятам в развитии проектов, создал все условия для воплощения своих идей. Главное - упорство", - заметил победитель ISEF 2013 Павел Курбацкий
Специальный гость, заместитель директора международного фестиваля науки в Эдинбурге Аманда Тиндалл (Amanda Tyndall) обратила внимание на то, что задача популяризации науки имеет высокий приоритет во многих странах мира. Как показывает международный опыт, именно такие мероприятия как Фестиваль науки и научно-инженерные конкурсы, ключевым элементом которых является интерактивность, привлекают в науку. Важно дать школьникам возможность прикоснуться к науке, разработать и представить свои собственные проекты и идеи.
Вопросам вовлечения школьников в научно-исследовательскую работу была посвящена и конференция для преподавателей "Образовательная академия Intel", ставшая неотъемлемой частью "Ученых будущего". Участники конференции рассмотрели существующие тенденции развития дополнительного образования и научно-технической деятельности школьников в России. В частности, в рамках экспертного круглого стола участники обсудили новую образовательную инициативу - STEM-центры - совместный проект Intel, АФК "Системы" и МГУ имени М.В. Ломоносова по созданию сети научных лабораторий для школьников. Такая модель призвана быть одной из площадок для встречи школьников, ученых и представителей индустрии. Эксперты пришли к выводу, что модель STEM-центров является эффективной для привлечения школьников в научно-техническую сферу, предложили возможные направления развития проекта, в числе которых дистанционная компонента и он-лайн формы работы со школьниками в сегменте дополнительного образования, как эффективный инструмент большего охвата ребят на территории России, приучения их к новой среде, наработка новых современных компетенций.
Конкурс "Ученые будущего" является официальным этапом Intelў International Science and Engineering Fair - престижного международного конкурса научных работ школьников, ежегодно проходящего в США. В феврале 2014 г. Intel и МГУ назовут лучшие проекты из числа победителей и призеров "Ученых будущего", авторы которых представят свои исследования на Intelў ISEF 2014 в Лос-Анджелесе.
Победители очного этапа конкурса "Ученые будущего" :
1. Мозгунова Екатерина, Максимова Дарья,
Новосибирск, Россия.
Категория "Химия и нанотехнологии". Тема работы: "Конструирование и синтез на основе урокановой кислоты высокомолекулярного микробицидного и противоопухолевого препарата".
2. Провоторов Павел, Черноголовка, Россия
Категория "Физика". Тема работы: "Исследование и применение факельного разряда. Спектроскопия".
3. Коровянская Анастасия, Юбилейный, Россия.
Категория "Техника и инженерные науки". Тема работы: "Ультразвуковая форсунка".
4. Вострокнутова Валерия, Москва, Россия.
Категория "Науки о земле". Тема работы: "Экспресс-диагностика состояния микробных сообществ почвы при загрязнении нефтепродуктами".
5. Галков Максим, Красноярск, Россия.
Категория "Биология и науки о жизни". Тема работы: "Влияние магнитного поля на посевные качества семян и развитие проростков пшеницы мягкой (Triticum aestivum)".
6. Славенко Матвей, Шевелина Екатерина, Екатеринбург, Россия
Категория "Программирование". Тема работы: "Алгоритм оптимального расположения двух произвольных многоугольников".
7 . Байгушев Данила, Москва, Россия.
Категория "Математика". Тема работы: "Матричные обобщения функции Эйлера".
С полным списком призеров конкурса можно ознакомиться на официальном сайте: www.intel.festivalnauki.ru