17 июля, 10:32

Найден мозг самого древнего хищника на Земле

Найден мозг самого древнего хищника на Земле В окаменелости новейшего вида аномалокарисов - первых хищников планеты, обитавших в раннем кембрии 520 млн. лет назад, - палеонтологи обнаружили непревзойденно сохранившейся отпечаток мозга.

Данный орган оказался довольно простым: мозги многих потерпевших аномалокарисов были устроены куда труднее. Об открытии говорится в последнем номере журнала Nature.

Аномалокарисы - это семейство ископаемых морских членистоногих. Их отличают 2 пугающего вида выроста в передней части морды. Научные работники все еще не представляют, какие организмы стали потомками этих вымерших еще в середине кембрия животных. Впрочем приспособление мозга новейшего вида Lyrarapax unguispinus показало на сходство аномалокарисов с современными онихофорами, либо бархатными червями, - активными наземными хищниками, которые кормятся пауками и насекомыми. Их объем варьируется от 2 до 20 см.

Онихофор отличает обычный мозг, находящийся над ртом, и пара ганглий - групп нервных клеток - у основания зрительного нерва. И ту же текстуру палеонтологи нашли у аномалокариса. Также, устрашающие выросты у кембрийских хищников абсолютно не похожи на усики современных насекомых и ракообразных. Из числа ныне живущих созданий подобные отростки есть лишь у бархатных червей.

Палеонтологи впервые сумели установить родственные отношения между передовыми и вымершими членистоногими, не только сравнивая объем и форму их выростов, но и определив анатомическое приспособление мозга.

Тот прецедент, что мозг самого первого хищника был устроен примитивнее, нежели у его потерпевших, натолкнуло научных работников на идею, что появление мощных хищников подстегнуло эволюцию нервной системы. По всей видимости, животные обучились проворно замечать и откликаться на опасность, а также улучшили координацию перемещения, что нужно во время погони.