28 августа, 10:10

Ученые наблюдали взрыв сверхновой

Ученые наблюдали взрыв сверхновой Международный коллектив научных работников, в том числе и отечественных, изучал излучение от взрыва сверхновой. Итоги собственных исследований авторы опубликовали в журнале Nature.

Евгений Чуразов совместно с сотрудниками изучил данные со спутника INTEGRAL Европейского космического агентства, приобретенные между 50 и 100 днями после взрыва сверхновой SN 2014J. Яркое излучение от взрыва наблюдалось на протяжении 3 недель, далее оно экспоненциально дремало. На собственном пике излучение в 4 млрд раз превысило светоотдачу Солнца.

Научные работники продемонстрировали, что радиоактивные изотопы никеля-56 (с периодом полураспада в 6,1 день), возникшие в 1-ые секунды после взрыва сверхновой, разрушились на изотопы кобальта-56 (с периодом полураспада в 77 дней), а далее и стабильный изотоп железа-56, что привело к появлению рентгеновского излучения, которое и наблюдали эксперты. Однако, научные работники не исключают, что это излучение могло возникнуть не в следствии ядерных реакций, а как следствие конфликта 2-ух белых карликов.

Сверхновая SN 2014J располагается в галактике M 82 (Сигара) и считается ближайшим к Земле из объектов такого типа, найденных за прошедшие 40 лет. Спиральная галактика Сигара располагается в созвездии Большой Медведицы на дистанции 12 млн. световых лет от Солнца.

Сама SN 2014J относится к типу la сверхновых и была открыта в начале января 2014 года. Ее ненароком заметил астроном Университетского института Лондона. Вид la объединяет группу сверхновых, образовавшихся после термоядерного взрыва белых карликов.

В белых карликах фактически не происходят термоядерные реакции; такие звезды считаются окончательным итогом эволюции красных гигантов. Массы карликов сравнимы с солнечной, а их радиусы практически в 100 раз меньше радиуса Солнца. Скорее всего, только в Млечном Пути на такие объекты приходится до 10 процентов всех звезд.

Белый карлик состоит из электронно-ядерной плазмы. В этом состоянии электроны являют из себя вырожденный газ, давление которого уравновешивает силы тяготения, не давая звезде сколлапсировать.

Однородность массы белых карликов приводит к тому, что они обладают большой светимостью при взрывах. Такие взрывы сверхновых типа la считаются одними из главнейших обычных измерителей в космологии, т.е. применяются для определения расстояний до звезд и галактик.