Российская Информационная Сеть
1 октября, 17:00

Никита Михалков о тайнах "Солнечного удара"

Никита Михалков о тайнах "Солнечного удара" 3 октября в Сербии состоится премьера нового кино Никиты Михалкова "Солнечный удар". Далее картину продемонстрируют в Крыму, а 9 октября она выйдет в широкий прокат. Накануне премьеры режиссер сообщил о ловушках и секретах кинофильма, которым занимался практически 40 лет.

Через несколько дней состоится главная кинопремьера осени: в Белграде продемонстрируют кинофильм Никиты Михалкова "Солнечный удар", повествующий о революции 1917 года и гибели Российской империи. Основой сценария стали 2 произведения Ивана Бунина - повествование "Солнечный удар" и дневники "Окаянные дни".

Печатное издание "Комсомольская правда" расспросила Никиту Михалкова о секретах новейшей киноленты. По версии режиссера, к картине он шел практически 40 лет. Замысел образовался еще в семидесятые годы. "Отличный киновед Владимир Дмитриев, увы, ныне покойный, подошел ко мне как-то и заявил: "Сними "Солнечный удар" и, ежели у тебя это удастся хотя бы на 30%, считай, что ты режиссер", - вспоминает Михалков.

Повествование Бунина было прописано "словно акварелью, практически невозможно перевести на язык кино", но режиссер подал заявку на съемки, хотя и без специальной надежды, так как в СССР вряд ли допустили бы экранизировать опального стихотворца. "С тех пор идея о "Солнечном ударе" жила во мне и со мной", - заявляет Михалков. Со временем идея изменялась, образовалась мысль соединить повествование "Солнечный удар" с суровыми и ужасными "Окаянными днями".

В результате, согласно заявлению режиссера, удалась экранизация не произведения, а автора, аналогично как было с Чеховым в "неоконченной пьесе для механического пианино" и с Гончаровым в кинофильме "Несколько дней из жизни Обломова".

Во время написания сценария приходилось немало трудиться с историческими документами, мемуарами участников Гражданской войны. "Материал нас буквально захлестнул и шокировал. Это такой силы и правды свидетельства, что мы просто лишились дара речи! Как, к примеру, вам тирада из гимназического сочинения на тему "Как ты воспринимаешь революцию"? Девочка сообщает: "Хочется есть и пахнет мертвыми", - заявляет режиссер.

В кинофильм вошло немало погодных элементов минувшего. Например, сцена с павлином в начале кинофильма взята из произведений Ивана Шмелева. К созданию ленты привлекались консультанты по костюму, консультанты по обстановке, консультанты по музыке, консультанты по этикету. И все же, Михалков допускает, что кто-то обнаружит в кинофильме оплошности.

"Меня ругали за прошлые картины - считали звезды на американском флаге, пуговицы на юнкерских мундирах. Допускаю, что похожие обидные неточности могут оскорбить чье-нибудь эстетическое чувство, но в это же время желаю заявить, что за пуговицами можно проглядеть главное. Особо стоит обратить внимание на то, что знать, ЧТО ты нарушаешь. Нарушение должно идти не от серости, а от познания".

Ценителям фильм должен понравиться. Согласно заявлению Михалкова, он может стать для созерцателей "картиной, с которой хочется общаться". В кинофильме большое количество "аллюзий, ловушек, отсылок, начиная от Чехова и заканчивая Эйзенштейном", которые нужно расшифровывать. "Я абсолютно убежден, что люди, которые войдут в картину, погрузятся в нее и досмотрят до конца, могут захотеть поглядеть ее снова, чтобы открыть для себя то, чего не успели при первом просмотре... И предполагаю, что таких посетителей будет большое количество", - заметил Михалков.

Одной из "ловушек" стали интересные места, выбранные для премьеры. Они также связаны с историей: к середине 20-х годов в Сербии отыскали убежище около 40 тыс. беженцев из РФ, многие из которых уходили в эмиграцию из Крыма, где располагается легендарная Графская пристань, от которой отчаливали последние корабли с русскими офицерами, бойцами и казаками.

К Крыму у Михалкова специальное отношение. Он называет его "меккой российской художественной интеллигенции", местом большой русской воинской славы. "Для меня как режиссера Крым вообще место святое. Непосредственно в Крыму зарождался русский кинематограф. 1-ая русская полнометражная кинопостановка "Оборона Севастополя", снятая в 1911 году Ханжонковым и Гончаровым. Тут же, в Ливадийском замке, картину посмотрел император Николай II. Здесь Ханжонковым организована 1-ая русская студия. Крым по праву должен возвратить себе популярность одного из основных центров русского кинематографа", - замечает он.

"Премьера кинофильма, к которому я шел практически 40 лет, событие для меня не просто актуальное, но и довольно личное. Это как день рождения, юбилей кинофильма. А юбилеи традиционно люди празднуют с друзьями", - подчеркивает Михалков. И добавляет, что "Солнечный удар" - картина, несомненно, историческая, а "собственную историю забывать нельзя, иногда, чтобы увидеть будущее, надо пристально вглядеться в прошлое".

nbsp;RIN 2000-