Российская Информационная Сеть
15 марта, 18:45

Уроки деревенского

Уроки деревенского
Русский Советский писатель  — это энциклопедическое определение как нельзя лучше подходит для  Валентина Распутина. Советский по  времени и  по  внешним деталям произведений, но  сильно перерастающий масштабом своего дарования коммунистический и  посткоммунистический  ХХ век. И  потому, само собой, Русский  — то  есть принадлежащий великой отечественной литературе.

Интересно, что  в  писатели Распутин попал из  репортеров. Этакая советская История успеха  — молодой репортер из  Иркутска продемонстрировал свои очерки и  рассказы приехавшему в  Читу маститому литератору Чувилихину, тот  заметил, благословил и  стал оказывать помощь.

Журналистская карьера Распутина, кстати, могла закончиться весьма быстро. В  начале 60-х вместе со  своим другом, будущим поэтом Сергеем Иоффе, он  сделал передачу о  репрессированном в  1937-м сибирском писателе Петре Петрове, за  которую обоих авторов и  уволили с  работы. Но  вступила в события центральная пресса  — про их  историю написали еще аджубеевские « Известия», Распутин и  Иоффе были восстановлены на  работе. Правда, с  телевидения они затем в итоге ушли  — Иоффе стал известным поэтом; он  умер в  1992 году, и  Его имя получила премия для  молодых иркутских поэтов. Распутин уехал в  Красноярск, работал в  тамошних газетах и  вскоре обнародовал 1-ю книгу « Край возле самого неба», куда вошли рассказы и  очерки.

Распутина называют классиком « деревенской прозы», из  которой российская читающая публика (кроме стоящего особняком Василия Шукшина), по  большому счету, знает два имени: Его и  скончавшегося в  2012-м Василия Белова.

Последний всю жизнь описывал непротиворечивый и  ладный строй крестьянской жизни и  воспевал прелесть патриархального сознания.

А  вот Распутин тем не менее описывал тот  драматический, а  порой и  трагический разлом, который вносила в  это сознание вечно уродливая современность  — в  виде войны или индустриализации, наступления города на  деревню или просто уничтожения общинного сознания с  течением времени.

такая и  первая повесть Распутина « Последний срок»   — о  гигантском менталитетном разрыве между умирающей деревенской бабой Анной и  « городских»   — ее  родственников, приехавших к  ее смертному одру, чтобы проститься. Такая и  « Живи и  помни»   — одно из  наиболее сильных Его произведений, повесть о  дезертире, вынужденного в  последние месяцы войны прятаться от  односельчан. Такая и  прославленная « Прощание с  Матерой»   — повесть 1976 года о  затоплении острова Матера во  время возведения Братской ГЭС.

Деревенская проза  — определение только советское, которое в  современной России существовать могло только вместе с  теми титанами, которые и  создавали этот направление в  начале 60-х.

Может, по этой причине Распутин с  Перестройкой и  распадом СССР начал активно заниматься политикой, видимо, предчувствуя крушение того мира, который описывал в  своих произведениях.

Открытые письма против « демократизации» общества, пламенные речи с  трибуны съезда народных народных избранников СССР со  знаменитой цитатой из  Столыпина (« Вам нужны великие потрясения. Нам необходима великая страна» ), сближение с  Солженицыным. Распутин поддерживал КПРФ и  Геннадия Зюганова, строил церковь в  родном селе, был членом Патриаршего совета по  культуре; был открытым сталинистом и  поддерживал уголовное преследование Пузи Риот. История российской литературы видела много удивительных превращений. К  чести Распутина надо сказать, что  он  на  своей позиции  — антиперестроечной, просоветской, а  потом почвеннической и  патриотической  — стоял всегда, с  самого начала эпохи перемен в  СССР и  России. И  все то, что  большинство Его единомышленники произносили из  соображений политической конъюнктуры, он  заявлял от  чистого и  неспокойного сердца. Что  до  политики, то  ее, он, кажется, ненавидел.

« Мое хождение во  власть ничем не  кончилось. Оно было совершенно напрасным,   — заявлял он  про свое депутатство в  одном из  интервью,   — со  стыдом вспоминаю, зачем я  туда пошел».

Распутин был и  остается одним из  главных метафизиков в  русской литературе  — не  погубившим в  себе молодого очеркиста из  Приангарья, писавшего про стройки и  проблемы региона, но  быстро научившимся от  районного масштаба взлетать под самые звезды, к  проблемам души, человека, страны и  мира. К тому же взлетать средствами только писательскими  — через  историю и  ее детали, через  неповторимые язык и  стиль.

Именно по этой причине, наверное, ему повезло с  экранизациями  — их  было немного, но  они гарантировали почти всем режиссерам, бравшихся за  них, славу и  уважение. Его почти автобиографические (и  совершенно городские по  духу) « Уроки французского» переносил на  экран Евгений Ташков, « Рудольфио» стал литературной основой для  дипломной работы советского киноклассика Динары Асановой.« Живи и  помни» так и  вовсе ждал своего часа 34 года  — в  2008-м, через  34 года после написания повести Александр Прошкин снял по  ней фильм Дарьей Мороз и  Сергеем Маковецким в  главных ролях.

Была и  еще одна экранизация  — в  1980-м картину по  Его « Прощанию с  Матерой» сняли Лариса Щепитько и  Элем Климов. В  ней они немного переделали финал  — если у  Распутина после затопления острова раздается крик Хозяина, то  фильм заканчивается другим впечатляющим и  чрезвычайно символичным кадром: пароход-ковчег с  жителями Матеры оказывается в  полосе сплошного тумана, заместо того чтобы плыть, останавливается посреди рукотворного моря и  лишь время от  времени подает гудок, чтобы обозначить свое присутствие.

И  это, наверное, самое точное ощущение, которое испытываешь от  сегодняшней потери.

nbsp;RIN 2000-