Российская Информационная Сеть
4 июля, 04:28

Тело как тема - выставка Беттины Реймс

Тело как тема - выставка Беттины Реймс В московском Манеже открылась выставка известного фотографа Беттины Реймс. Шокирующие, неожиданные, провоцирующие работы стали эффектным завершением Фотобиеннале-2006.

Пообщаться с виновницей торжества, которая прибыла в Москву специально к открытию экспозиции, смогли представители московской арт-тусовки, политики, художники и деятели культуры.

Вот уже 25 лет Беттина Реймс фотографирует в основном обнаженных женщин. Ей принадлежат бесчисленные фотосерии, изображающие обнаженных и полуобнаженных красоток, - от ранних серий со стриптизершами до шанхайских женщин, запечатленных Реймс в 2002 году. Она снимала в откровенных позах Мадонну, Синди Кроуфорд, Софи Марсо, Катрин Денев и Шарлотту Рэмплинг.
Беттину называют "Хельмутом Ньютоном в юбке". Говорят, что орден Почетного легиона она получила за фотографию Жака Ширака. Кстати, ее творчество никак не назовешь "глянцевой фотографией". Не менее гламурными персонажами, чем актеры и модели, она считает трансвеститов, маргиналов, слепых, потому что не видит особой разницы между коммерческой фотографией и чистым творчеством. "Я не только раздеваю, - говорит Беттина Реймс, - я пытаюсь вскрыть внутренний мир человека".

Беттина Реймс прошла превосходную школу рекламной фотографии. Сначала работая фотомоделью, а затем, уже взяв в руки камеру, одним из ведущих фотографов культового в 1980-е годы парижского глянцевого журнала L?Egoiste. Желание шокировать публику - неотъемлемое свойство Реймс, для которой творчество является попыткой передать всю красоту и всю обманчивость женского тела.

Кожу она называет "оболочкой человеческой души" и фотографирует, концентрируясь на ее малейших особенностях. Как ни парадоксально, но это проявление ее стиля фотографии особенно чувствуется в серии "Животные". Зрителю требуется как минимум несколько минут, чтобы понять, что изображенные на фотографиях собаки и птицы - не живые персонажи, а чучела. "Я была молодым фотографом, и людей снимать еще было сложно. А хотелось делать портреты. И я решила снимать животных, - рассказывает Беттина. - Но сделать портреты с живыми животными сложно: они все время в движении, куда-то убегают. И я перешла к чучелам. Вообще сам момент перехода из одного состояния в другое - от жизни к смерти, от мужского пола к женскому, от болезни к выздоровлению, от уродства к красоте - и есть суть моих поисков".

На выставке есть и откровенно эпатирующие работы. Например, фотография, на которой на распятии вместо Христа - обнаженная женщина. Или та, где из соска Мадонны струится кровь. Эти фотографии входят в серию "I.N.R.I.", которая сделана по сюжетам Евангелия. "Я хотела показать, что Дева Мария где-то внутри себя понимает, что молоко, которым она вскормит родившегося младенца, в результате обернется кровью. В этом есть обреченность", - комментирует автор.

Другие серии фотографий - "Современные любовники", "Шпионки", "Ким" и даже "Избранные кусочки" - это продолжение интеллектуального диалога Беттины со зрителем. Она провоцирует человека, который смотрит на ее фотографии, взглянуть на себя и на свое тело по-другому. Например, серия "Закрытая комната" рассказывает о жизни человека, помешанного на видеосъемке. Анонимный вуайерист прижимается к видоискателю камеры, как к замочной скважине: он наслаждается женщинами, показывая их на пленке. Его роль Беттина примеряет на себя и вовлекает в эту игру зрителя.

"Это не порнография, это искусство, которое зародилось в тот момент, как человеческое тело стали изображать таким, каким оно существует в природе", - отметила директор Московского дома фотографии Ольга Свиблова. По ее словам, выставку французского фотографа она планировала уже давно, и ей особенно приятно, что она состоялась в год, когда Фотобиеннале отмечает свое десятилетие.

Антон Ланге - самый, пожалуй, известный "гламурный" российский фотограф, специализирующийся на обнаженной натуре, - поделился своими впечатлениями от выставки: "Я за работой Беттины слежу давно. Ее взгляд на тело очень нестандартен. Ведь - посмотрите - она не отворачивается от уродства, а, наоборот, пристально его разглядывает. И я не понимаю, почему ее фотографии называют "гламурными". Мне кажется, ее работа - это искусство другого порядка. В ее фотографиях много интеллекта". Выставку посетили также Юлия Меньшова, Екатерина Андреева, Анастасия Чухрай, модельер Виолетта Литвинова, дизайнер Андрей Бартенев, художник Андрей Бильжо.

Приезд госпожи Реймс был обставлен пышно и с размахом. Спонсором этого мероприятия (как и всей выставки) стала компания MasterСard. На прием в честь фотохудожницы, организованный в отеле "Балчуг Kempinski", съехались представители столичной художественной богемы, завсегдатаи арт-вечеринок и светские персоны. Среди них были замечены главный редактор русского L`Officiel Эвелина Хромченко, глава MasterСard Андрей Королев, директор Fashion TV Екатерина Витебская, режиссер Андрей Житинкин, хозяйка галереи Stella Art Стелла Кей, глава World Class Ольга Слуцкер, Александр Гафин, Ирина Хакамада и художница Юлия Бочкова с мужем Юрием Мильнером.

nbsp;RIN 2000-