Психология будущегоО "птичках" Сегодня мы живем в удивительное время. Наш век - век технического прогресса, бурного развития массовых коммуникаций, огромного потока информации... Все это делает нашу жизнь ярче, и, казалось бы, интереснее и многообразнее, увлекает и завораживает. Но делает ли это нас более счастливыми? Становимся ли мы более счастливыми от того, что покупаем новую более совершенную модель телефона, от того, что узнаем, что в данный момент происходит в соседнем государстве, от того, что можем найти без труда любую информацию по любому вопросу? Сейчас я говорю именно о счастье, ведь все мы к нему стремимся. И, если бы ответ был утвердительным, то не было бы и самого вопроса. Обеспечив свои материальные потребности, человек обнаруживает, что, все же, полного удовлетворения ему это не приносит. Не удивительно ли то, что, наряду с развитием технического прогресса все большей популярностью в обществе пользуется профессия психолога? Может ли это совпадение быть случайным? Даже если немного задуматься, трудно ответить на этот вопрос утвердительно. Современная психология представлена множеством направлений и течений, каждое из которых по-своему интересно и практично. Однако целью большей части современых психологических методик является решение отдельных эмоциональных проблем личности либо достижение успеха, опять же, в отдельных сферах жизни, что, безусловно, по-своему неплохо. Однако понятие личности включает нечто гораздо большее, нежели эмоциональные переживания или стремление к успеху. Если обратиться к этимологии понятия, придется вспомнить, что психология - это все же наука о душе (от греческих "психея" - "душа" и "логос" - "наука"). "Психология третьего тысячелетия" Проект с претенциозным названием "Психология третьего тысячелетия" был образован группой практикующих психологов и единомышленнников Олегом Гадецким, Мариной Таргаковай и Сергеем Аваковым, и может быть отнесен к направлению гуманистической психологиии, ибо центром интереса и исследования данного Проекта является личность человека как таковая, в ее целостности и многосложности. Цель данного Проекта, заявленная самими создателями - это служение обществу, а общество, как известно, состоит из отдельных личностей. И, если уж говорить о благе общества, то оно напрямую зависит от того, насколько удовлетворен и счастлив в нем каждый отдельно взятый человек, а не отдельно взятая группа людей. И способность, или, вернее, умение быть счастливым - это, оказывается, тоже наука, которую нелишне изучить. По мнению авторов Проекта, существует четыре уровня потребностей личности и, в соответствии с этим, четыре основные сферы человеческой жизни. Целостное развитие личности означает гармоничную реализацию целей на каждом из этих уровней, а именно: 1.Физическом (здоровье и процветание). Согласитесь, трудно быть счастливым, имея букет болезней и отсутствие достаточных средств к существованию. 2.Социально-эмоциональном (взаимоотношения, свобода от стрессов, внутренняя целостность, самореализация, любовь и сострадание). Этот уровень предполагает гармонию в отношениях - с самим собой, с другими людьми. Не секрет, что успех в жизни напрямую связан с тем, насколько человек умеет строить отношения и сотрудничать с окружающими, и отношения с другими - это всегда зеркало нашей собственной внутренней гармонии. Мало кто может быть счастливым (за исключением, может быть, святых), находясь в эмоциональной изоляции от других, добровольной или вынужденной. 3.Интеллектуальном (развитие разума, способность ставить цели, понимание смысла жизни). В конечном смысле, реализация этого уровня означает ответ на вопрос: "Для чего я живу?", и только это понимание наполняет нашу жизнь смыслом, дает возможность ставить цели и идти к ним, дает энергию жить. Так ли это важно? Вспоминается восточная поговорка: "Тот, кто не знает, куда ему нужно, никогда туда не придет. И, если даже каким-то чудом он там окажется, то все равно этого не поймет." Но потребность в интеллектуальном развитии заложена в самой природе человека, вне зависимости от того, осознает ли он сам ее присутствие. И целостность нашей жизни и нашей личности напрямую связана с целями, которые мы для себя ставим, с нашей способностью видеть "дальше своего носа". 4.Духовном (понимание своего высшего предназначения и раскрытие духовного потенциала). Что касается современной психологии, то лишь отдельные авторы упоминают об этом уровне потребностей личности в явном виде. Однако, вспомним, изначально психология - это наука о душе. Реализация этого уровня предполагает раскрытие нашего духовного потенциала, что в самом общем смысле означает желание бескорыстно служить - Абсолютной Истине, другим живым существам. Эта идея может показаться сентиментальной или, по меньшей мере, далекой от реальной жизни, но, вспомним, многие ученые с мировым именем были людьми верующими. Вспомним хотя бы Эйнштейна или Ньютона. Даже господин Дарвин, создавший теорию, буквально "взорвавшую" научный мир своей "антирелигиозностью", не отрицал существования Высшего Начала. Вопрос веры и, тем более, религии, безусловно, является краеугольным для многих. Но, так или иначе, элементарная порядочность и внутренняя культура человека также относятся к этому уровню. Итак, по мнению авторов Проекта, личность можно считать целостной только тогда, когда в ее жизни реализуются все эти четыре уровня, или, говоря словами руководителя Проекта О. Гадецкого, - когда личность осознает и реализует собственные внутренние ценности в вышеупомянутых сферах жизни. Да, к вопросу о ценностях - сами авторы определяют "Психологию третьего тысячелетия" как проект ценностно-ориентированной психологии. Вопрос ценностей не слишком часто озвучивается в современном обществе. Не то чтобы совсем не звучит, но - явно не в числе приоритетов. На мой взгляд, этот вопрос перешел сегодня в разряд теоретических, или даже риторических. Однако, он очень практичен, если взглянуть чуть глубже. Ведь именно наши внутренние ценности определяют наши цели, и именно цели делают нашу жизнь целостной, и нас самих. Здесь, вероятно, можно чуть-чуть остановиться и слегка подумать, каковы же они, или, говоря проще, - чем мы живем в повседневной жизни, что нами движет, что нас направляет? По мнению специалистов Проекта, личностный рост в долгосрочной перспективе невозможен без осознания и реализации этих внутренних ориентиров, без раскрытия таких фундаментальных качеств характера, как целеустремленность, сострадание, ответственность, бескорыстие, желание служить миру. Только меняясь сам, человек может изменить свою жизнь. Или, как сказал классик: "Изменись сам, и мир вокруг изменится." Что касается вопроса методологии, то здесь Проект "опирается" на два "столпа": достижения современной психологии (методы транзактного анализа, системные расстановки по Хеллингеру, гештальт-терапия), с одной стороны, и универсальные ценности мировых духовных традиций - с другой (в частности, авторы часто ссылаются на сохранившиеся тексты Вед, суфийскую традицию). Этот симбиоз достаточно интересен. Популярность перечисленных психологических методик и систем вполне оправдана их эффективностью. Однако, по мнению руководителя Проекта О. Гадецкого, большинство наиболее популярных направлений современной науки ориентированы на решение краткосрочных задач, что делает результат их применения несколько ограниченным. Если взглянуть на вопрос успешности человеческой жизни несколько шире, станет очевидным, что свобода человека - это не только свобода от каких-либо рамок и сдерживающих факторов, но и осознанная необходимость, и здесь приходится признать, что современная психология достаточно редко освещает знание об универсальных законах человеческого существования. Фактически, это знание постепенно утрачивается. Тем не менее, множество древних источников описывает эти законы с математической точностью. В частности, те же Ведические писания, популяризация которых - одна из заявленных целей проекта. Социальная деятельность Как уже было сказано, основную цель существования Проекта создатели определяют как служение обществу. И, могу сказать, заявление подтверждается действиями. Так, организаторами Проекта периодически проводятся акции в поддержку здорового и гармоничного образа жизни, среди которых, например, можно отметить участие во всероссийском антиалкагольном проекте "Общее дело"; акция "Жизнь в радость" совместно с газетой "Комсомольская правда", в рамках которой экспериментальная группа из 25 человек в течении полугода решает свои проблемные ситуации вместе со специалистом проекта Мариной Таргаковой и делится достижениями на сайте газеты; благотворительная акция "СемьЯ", включающая бесплатное распространение дисков с лекциями по построению семейных отношений, и многие другие. С мая 2010-го года регулярно проводятся фестивали психологии, собирающие участников со всей России от Владивостока до Калининграда, и гостей из-за рубежа. В течении недели участники живут в живописном месте (фестивали уже проходили на Черноморском побережье, в Карпатах и на Домбае) изучают древние знания, проходят тренинги личностного роста, знакомятся и общаются. С 2011 г. в рамках Проекта действует образовательная программа "Наука жизни", представляющая собой трехгодичное очно-заочное обучение. Цель программы - способствовать целостному развитию каждого участника и подготовить сертифицированных специалистов. В программе используются методы современной позитивной психологии, современных технологий коучинга, методы Ведической педагогики, психологии и наставничества. В рамках Проекта активно развивается сеть клубов, главная задача которых - организация благоприятного досуга людей, изучение основ психологии и здоровья, возрождение в обществе идеи благотворительности. На сегодняшний день подобные клубы уже действуют в Краснодаре, Киеве, Риге, планируется их открытие в других городах России и зарубежья. Читать другие статьи |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|