Русская Газета "Два слова" опубликовала материал под заголовком "Надо ли переименовывать Эстонию?".
Как известно, на прошлой неделе барнаульский исследователь военной истории Евгений Платунов в ответ на заявление эстонских властей об эксгумации и переносе останков советских солдат, похороненных в Таллине, предложил переименовать поселок Эстония в Алтайском крае.
"Предложение о переименовании села Эстония - это не проявление какой-то моей личной "прибалтофобии", - говорит Евгений Платунов. - В соствленный весной сводный список всех Героев Советского Союза,
связанных с Алтаем, я включил первого эстонца Героя Советского Союза - Арнольда Константиновича Мери, которого Алтай укрыл в начале 50-х (в
Москве его тогда чуть было не превратили в югославского шпиона).
А в 90-х двоюродный брат героя Леннарт Мери - первый независимый президент Эстонии - инспирировал в его отношении уголовное дело "за измену родине". Эстонцам сначала бы разобраться со своим прошлым. Кстати, на этом эстонском мемориале похоронены наши земляки капитан Алексей Брянцев из села Борки Поспелихинского района и сержант Иван Ретунский из села Коробейниково Усть-Пристаньского района. А переименовать поселок я предложил от безысходности. Конечно, наши-то эстонцы ни при чем".
Однако журналисты "Два слова" считают, что Эстонию не надо переименовывать. Скоро она исчезнет сама.
О том, что в Шипуновском районе есть поселок Эстония, не знают даже многие жители этого района. А в поселке проживают 150 человек, 61 двор расположен на одной улице Мира. "Чистокровных" эстонцев там всего лишь пятеро, и те уже старенькие и немощные. Средний возраст жителей поселка предпенсионный. Молодежь после школы из деревни уезжает и не возвращается. К радости местных жителей тут функционирует медпункт. В основной общеобразовательной школе учатся 22 ребенка. Дошколят в поселке 9, трое из них первого сентября пойдут в первый класс.
К приезду корреспондентов эстонцы специально не готовились. Их пригласили в небольшую комнатку в деревянном доме. Она выполняет то функцию кабинета старосты поселка, то кабинета бухгалтера отделения колхоза "Октябрьского". А три дня в неделю здесь - почтовое отделение. В день визита журналистов пенсионеры разбирали газеты и получали пенсию. Еще одно место встречи пенсионеров - магазины. В поселке их два. Правда, и туда пенсионеры заходят нечасто: в течение месяца берут продукты в долг, в день пенсии рассчитываются. И вновь берут в долг. Кстати, наиболее обеспеченными в Эстонии считаются учителя и пенсионеры. В отделении колхоза "Октябрьский" заняты 20 человек, 6 из них -
женщины. Самая большая зарплата - 5-7 тысяч - начисляется только в сентябре людям, занятым на уборке урожая. Самая маленькая зарплата за январь 2007 года - 45 рублей. За 2006 год зарплату еще не выдавали. Правда, в течение года под
заработанные деньги народу выдают пшеницу, масло подсолнечное, халву, сено, отходы. Люди берут продукты, чтобы их зарплаты не пропали вовсе. Эстонцы надеются, что руководство колхоза выполнит обещание и выдаст им 30% от зарплаты.
- Раньше, - сетует пенсионерка Екатерина Кряжева, - наше село гремело. Жили весело, ездили с концертами по всему району. А в клубе народу-то сколько было! И русские, и эстонцы вместе собирались на вечерки. Нам и гармошки не надо было, так за руки возьмемся, песни поем да хороводы водим. Эстонцы хорошо знали русские народные песни. Да пели так хорошо, звонко! А сейчас в клубе сократили заведующую. Ей платили 200 рублей, так она год поработала, а потом и этого платить не стали. Она и бросила. Кто будет бесплатно-то заниматься?
- Давайте к Лейде Петровне сходим, они получше живут, - предложила староста поселка Елена Проненко.
Лейда Кивист, по мужу Гладилина, встретила журналистов приветливо. С заметным акцентом стала рассказывать:
- Как сюда приехали наши предки, не знаю. Я эстонка, но родина у меня здесь, поэтому жить в Эстонии не хочу. Зачем я поеду туда? Я тут родилась, жизнь прожила, сыновья мои - русские.
- В Барнауле предлагают переименовать ваш поселок...
- Зачем? Эстонии и так скоро не будет. Здесь же одни пенсионеры живут. Как вымрут все, так и деревни не станет", - приводит слова жительницы поселка газета "ДС".