Первые результаты вторничной катастрофы американского VIP-самолета Challenger-850 в аэропорту "Внуково" стали известны "МК". Версию о том, что всему виной плохая погода, - авиаспециалисты не подтверждают. Как всегда, причина любой трагедии в небе находится на земле.
"Московский Комсомолец" проанализировал возможные версии, а также навестил в больнице чудом выживших летчиков.
- Как чувствуют себя мои товарищи? - первое, о чем спросил меня Константин Сальников, пилот злосчастного "Челленджера".
Константина после крушения доставили в 17-ю городскую больницу. Она расположена ближе всего к аэропорту, в самом поселке Внуково. Но, поскольку состояние Сальникова вызывало опасения, вчера его перевезли в реанимационное отделение больницы им. Склифосовского. Диагноз врачей был неутешителен: многочисленные травмы (в том числе и головы), переломы ребер... Но, несмотря ни на что, Сальников после операции пошел на поправку. Вчера в обед его перевели из реанимации в 1-е операционное отделение.
- Константин, что вы помните?
- Увы, почти ничего. При взлете сильно затрясся штурвал, и "Челленджер" резко пошел на снижение. Дальше - провал. Очнулся уже в больнице.
Встать с кровати пилот пока не может: он чувствует головную боль и сонливость. Но он находится в сознании и может разговаривать. Врачи даже разрешили пациенту воспользоваться сотовым, чтобы успокоить жену.
Два других члена экипажа пока находятся в реанимационном отделении 67-й больницы. Состояние техника Вячеслава Назаревича значительно улучшилось. Его собираются переводить в отделение общей травматологии. А вот американскому подданному Ашишу Газвали повезло меньше: вследствие сильной черепно-мозговой травмы
мужчина находится без сознания. Врачи оценивают его состояние как тяжелое.
Погодная версия ЧП отпала сразу. Как рассказали "МК" в аэропорту, на момент взлета Challenger-850 погода была нормальной: ветер 4 м/с, видимость на взлетно-посадочной полосе - 750 метров при нижнем крае облачности - 10 метров. Правда, был
снегопад, и влажная взлетно-посадочная полоса покрылась 10-миллиметровой липкой пленкой слоя снега. Однако взлетать и садиться было можно, к тому же перед вылетом Challenger был обработан противообледенительной жидкостью.
По данным авиадиспетчеров, сразу же на взлете самолет начал уклоняться вправо, из-за чего полукрылом коснулся взлетной полосы. Крыло скорее всего получило повреждения, так как при разбеге его сильно раскачивало. От земли "Челленджер" все-таки оторвался, но сразу после этого начал сильно крениться вправо, его перевернуло, после чего он стал падать и при столкновении с землей загорелся.
Как стало известно, "Челленджер" изначально был неисправен! 4 февраля экипаж прилетел из Женевы - доставил в Москву двух
бизнесменов. После этого экипаж обнаружил отказ управления разворотом передней опоры шасси. Техническое обслуживание самолета в аэропорту "Внуково-3" осуществлял техперсонал ЗАО "ФортАэро". По представленной информации, неисправность так и не была устранена. Правда, чисто теоретически с такой неисправностью можно взлетать. Но - при хорошей погоде и нормальном состоянии ВПП!
Комментарий летчика-испытателя Александра АКИМЕНКОВА:
- Вчера во время этого летного инцидента я как раз находился в офисе профсоюза летного состава. Все присутствующие там летчики были страшно возмущены случившимся. В очередной раз инцидент произошел из-за того, что в правилах эксплуатации самолетов западных образцов существует перечень допустимых отказов и неработающего оборудования (MEL), с которым им разрешается летать. Это второй такой случай за год. Прошлым летом в Иркутске, где аэробус врезался в гараж и погибли 124 человека, воздушному судну разрешили лететь с одним неработающим реверсом, здесь - с отказом управления передним колесом. Подобные разрешения - путь к катастрофам. Причем они касаются исключительно западных самолетов. У нас список ограничений гораздо более жесткий. Тут же в очередной раз в погоне за прибылью иностранцы идут на большие допуски по отказам.
Любопытно, что примерно в то же время, когда рухнул "Челленджер", к "Внуково" подходил президентский борт N1. Естественно, это создало большую напряженность для авиадиспетчеров. Не хватало еще, чтобы президент кружился над Москвой, пока не уберут с полосы разбитую машину. Вот позор был бы! Так что в аэропорту, конечно, были мобилизованы все силы, чтобы такого не допустить.