В рамках этой работы: определены политические приоритеты и направления деятельности оппозиционных групп внутри Ирана, созданы предпосылки по объединению отдельных групп оппозиционеров, обеспечены связи и выстроены отношения с ними, многие из которых находятся на содержании ЦРУ; практически заново создана агентурная сеть в учреждениях иранской администрации, в экспертном сообществе делаются намеки, что отдельные функционеры в высших эшелонах власти Ирана сотрудничают с США на идейной основе; особая работа проведена в среде работников СМИ, которые являются основными проводниками либеральной пропаганды в Иране; имеются определенные успехи по "промывке мозгов" и в вооруженных силах Ирана.
Основные успехи ЦРУ в подрывной деятельности в Иране сводятся вовсе не к вербовке агентов и партнеров, получении военных и политических секретов, а в наращивании либерального и реформаторского движения, политических партий и организаций, противостоящих правительству. Важнейшим достижением ЦРУ является установление доверительных контактов с право-косервативными кругами Ирана, прежде всего, с влиятельной группировкой А.Х.Рафсанджани.
В настоящее время сложилась ситуация, когда иранские политики открыто рассуждают о путях и возможностях урегулирования отношений с США, поддерживая при этом контакты с американцами, о чем хорошо известно иранским властям. В обстановке, когда не только либеральные и право-консервативные круги изрядно озабочены политикой, а вернее политическим стилем президента Махмуда Ахмадинежада, но и некоторые высшие духовные лица озабочены всеобщей перспективой, США сделали вывод о возможности устранения нынешнего иранского президента путем "внутренних мероприятий" и в рамках самой иранской администрации. Имеются планы устранения нынешнего президента и временное возложение президентских полномочий на секретаря Совета Безопасности Али Лариджани. Пользуясь и ранее большой популярностью в различных слоях иранского общества, в последние два года Рафсанджани приобрел новый имидж, как умеренный и прагматичный политик. Проблема популярности политиков в Иране сейчас состоит не в том, какие они дают обещания в социально-экономической сфере, а в том, насколько они реально способны обеспечивать национальную безопасность, особенно, в сфере внешней политики.
В условиях серьезных угроз, которые исходят от США, в Иране каждый человек склонен рассматривать национальную безопасность, как безопасность свою личную и своей семьи. Общество несколько напугано и пытается в лице нового лидера найти защитника, способного урегулировать отношения с США. Иранцы видели то, что произошло с Ираком, они не забыли ужасов ирано-иракской войны и не хотят допускать мысли о возможности новой войны. Конечно, обстановка в иранском обществе всегда была достаточно сложной, и любой анализ может явиться ошибочным, тем более, оценка шансов устранения от власти действующего президента. Американские аналитики довольно часто демонстрируют полное или частичное непонимание ситуации и перспектив.
Иранские эмигранты, занимающиеся политикой в США, настойчиво внедряют мысли о том, что нынешний президент Ирана все больше приобретает образ неадекватного человека, ведущего страну к катастрофе, а в Иране назрела революционная ситуация. Особенно активны функционеры Американо-иранского Совета и те монархистские группы, которые связаны с правыми радикалами в эмиграции. В иранской диаспоре в США и Европе появились молодые интеллектуалы либерального толка, получившие хорошее образование, которые рассматривают "иранскую тему" как свою профессию, и основной источник заработка. Они весьма охотно поддерживают версии о возможности кардинальных изменений во внутренней жизни Ирана, что в любом случае опасно.
Что же происходит в Иране?
А.Х.Рафсанджани сумел не только приобрести авторитет среди военных, интеллигенции, представителей средней и крупной буржуазии, но и среди высшего духовенства. Примечательным стал его недавний визит в Куму, где его встретили как "спасителя" страны, и практически все великие аятоллы и высшее духовенство выразили поддержку его политике. По слухам из Тегерана, вполне вероятно, что он будет рекомендован Советом экспертов претендентом на пост рахбара, то есть духовного лидера Ирана, в связи с болезнью аятоллы Хаменеи. Это, конечно же, приведет к кардинальным изменениям во внутренней и внешней политике Ирана. Например, во время посещения А.Х.Рафсанджани Кума, один из великих аятолл Юсеф Санаи назвал его достойным преемников и продолжателем дела аятоллы Хоменеи. Правда Рафсанджани - не аятолла, но пытается всячески подчеркнуть свое духовное звание и миссию, обозначив свои права на пост рахбара.
В соответствии с докладом ЦРУ Комитету по разведке Сената США в декабре 2006 года, в Иране назревает либеральная революция и вполне возможно ожидать устранения с поста президента М.Ахмадинежада. Характерно то, что роль экс-президента Ирана возросла в условиях растерянности и дезорганизации либерального движения, прежде всего, наиболее влиятельного Реформаторского движения, которое возглавляет Реза Хатами - брат предыдущего президента Мохаммеда Хатами. На политической арене Ирана необратимо побеждает право-консервативное течение, все те группировки, которые сплачиваются вокруг партии "Каргозаран", которую возглавляет А.Рафсанджани и его ближайшие соратники. Но дело, конечно, не в данной партии и в ее политическом успехе или популярности. Становится ясным, что иранское общество все более поддерживает право-консервативные силы, которые могли бы обеспечить национальную безопасность страны. Параллельно усиливаются позиции патриотических сил паниранистской направленности. Реформаторское движение, которое, во многом, несет ответственность за провалы в экономике, к безрезультативности внешней политики не имеет шансов на политический успех в ближайшем будущем. В предыдущие периоды, в Иране происходили более драматические события, но это не приводило к критическим ситуациям, тем более, к революции.
Имеет место активизация политической жизни, которая, по оценке британских экспертов Эдмонта Эрзига, Розмарин Колин, Надин Шехаби, вовсе не несет революционного потенциала. Данные авторы считают, что версия о том, что намерения США в отношении Ирана, якобы, связаны с задачами в Ираке, что мол "клин клином вышибают", совершенно не состоятельна. Иран играет важную роль, но не ключевую и решающую роль в Ираке, в том числе и на шиитском юге. Вообще, британские эксперты давно проповедуют идею альянса с Ираном в отношении суннитских радикалов и "Аль-Кайеды".
В Королевском Институте Международных Отношений "Чатем-хаус" и в "Кинг колледже" приходилось слышать о том, что Иран заинтересован в нахождении войск коалиции в Ираке, но должен иметь гарантии собственной безопасности, и в том, чтобы в Ираке не была создана политико-государственная конструкция, направленная против его интересов и безопасности. Понадобились многие затраты и жертвы, чтобы придти к весьма банальным и очевидным вещам: разрушение садамовского Ирака приведет к созданию геополитического "шиитского пояса", найдутся многие причины и факторы для стратегического сближения Ирана с Западным сообществом, Иран - единственное государство, способное стать "локомотивом" арабского мира к исламской демократии и толерантности.
В 2003-2006 годах было сделано все, чтобы разрушить эти надежды наиболее посвященных американских, европейских и иранских интеллектуалов. Можно согласиться с тем, что эти усилия прилагались со всех сторон. Такое впечатление, что сработал некий план, направленный на усиление фронта конфронтации и напряженности. Видимо, данный план настолько многосложен, что его невозможно назвать деструктивным. Задача сводилась не к трансформации Ирана в партнера Западного сообщества, а в превращение его в селективного партнера только центров силы определенного свойства. В американском обществе не могут не понимать данной задачи и проекта в целом.
Администрация США пытается представить бессмысленными дальнейшие попытки урегулирования проблемы ядерной программы Ирана. Вполне откровенно и однозначно об этом не заявляется, но это подразумевается. В связи с этим, ведущие исследователи США, аналитики, отличающиеся глубоким пониманием тех процессов, которые происходят на Ближнем Востоке - Патрик Клаусон и Денис Росс ("Вашингтонский институт ближневосточной политики"), пытаются выдвинуть идею о том, что после провала переговоров европейской "четверки" с Ираном в 2006 году, в мире произошли значительные изменения, и Иран оказался в столь высокой изоляции, в какой США и не могли помышлять прежде, столкнувшись с категорически отрицательной позицией европейских держав и государств региона.
Такие государства, как Саудовская Аравия, арабские страны Персидского залива, и даже Пакистан и Египет стали в большей мере ощущать угрозу, которая может исходить от Ирана, как ядерной державы. Но в отличие от аналитиков более мелкого калибра, данные эксперты считают, что теперь возникла новая ситуация в международной политике, которая позволяет привести Иран к принятию требований по ядерной программе. Данные выводы стали понятными более широкому кругу американских и европейских экспертов. Европейский Союз, ведущие европейские государства, Япония и другие финансово-значимые государства, в принципе, готовы на шаги, которые прежде отрицались, к организации международной финансовой и технико-технологической блокаде Ирана. Это синтетическая инициатива может стать более опасной и ущербной для Ирана, чем коммуникационная блокада. То есть, в США вовсе не считают создавшуюся ситуацию безнадежной и продолжают разрабатывать новые предложения, которые теперь носят уже более жесткий характер, но не отрицают, как и прежде, военные способы достижения целей.
Рассматривая не столько публикации и экспертные оценки американских аналитиков, а выступления отставных политиков и политических авторов, которых принято называть в Вашингтоне "политологами одной статьи", можно придти к печальному выводу, что все же идея о так называемых точечных ударах неожиданно стала пользоваться популярностью. Причины указываются весьма однозначно. Во-первых, это эффективный способ добиться устранения нынешнего президента Ирана от власти, в условиях, когда иранское общество выразит неодобрение его политики. Во-вторых, видимо ЦРУ пришло к уверенности, что Иран не располагает дублем объектов ядерной программы, то есть в том, что Иран не располагает резервными объектами, которые могут быть использованы после уничтожения тех объектов, которые известны.
Исходя из происходящего, Ширин Хантер приходит к выводу о том, что действия США на Ближнем Востоке, и согласованные действия США и НАТО, имеют целью осуществления сильного шантажа Ирана, что должно привести к устранению с поста нынешнего президента. Данные действия США, несомненно, согласованы с рядом ведущих государств-членов НАТО, с Турцией, а также, с арабскими государствами. Таким образом, США все же удалось добиться своих целей - консолидировать Запад и Восток в борьбе с иранским правящим режимом. Практически, ведущие партнеры США по НАТО - Франция, Германия и
Великобритания приняли правила этой пропагандистской игры. Эти государства, которые ранее достаточно категорично реагировали на намерения и угрозы США нанести удары по Ирану, сейчас, практически, никак не реагируют на нынешние заявления американцев. Вместе с тем, нужно принять во внимание, что невозможность нанесения ударов по Ирану является важным условием британской политики, которая жестко возражает данным намерениям США.
По нашему мнению, США вряд ли пойдут на применение силы против Ирана в ситуации, когда обнаружились надежды на кардинальное и частичное изменение политики и позиции Ирана, в результате той "элитарной революции", которая стала возможной в результате активизации политической жизни в этой стране. Если даже ведущие европейские державы поддержали США в их стремлении принудить Иран к принципиальным уступкам и даже готовы присоединиться к инициативе по функциональной блокаде Ирана, это не означает того, что европейцы поддержат столь неприемлемый вариант, как война. Во всяком случае, это противоречит стратегическим интересам ведущего партнера США - Великобритании, которая утратила позиции в среде арабских государств и не имеет надежд на оказание влияния на Турцию, рассматривает Иран, как возможную "площадку" для развертывания своей геоэкономической стратегии в регионах Ближнего Востока, Кавказа и Центральной Азии, не прибегая к подключению сложной борьбы в Черном море.
Таким образом, элита стран Южного Кавказа вновь остается в резерве и может играть в преферанс.