Чтобы создать в Европе супергосударство на какой-то более-менее длительный срок, римляне, Наполеон и Гитлер прибегали к грубой силе. Но ни у одного диктатора ничего не получилось.
Тогда на их место пришел худощавый французский бизнесмен, вооруженный только политической теорией и глубоким пониманием экономических интересов. Пришел - и сделал.
Этого француза звали Жан Монне (Jean Monnet), и сегодня его
детище, получившее имя Европейский Союз, празднует свое пятидесятилетие. Прекрасно, здорово, так выпьем же за это - но, поднимая бокал одной рукой, другой крепко держите кошелек. Потому что европейцам, как обычно, приходится праздновать достигнутое ими `единство непохожих`, одновременно ломая голову, как это самое единство сохранить.
Было бы весьма разумно на время отвлечься от праздничной эйфории и вспомнить о том, какие требования к единству выдвигал Монне. Кремль только недавно вернулся в отношениях с Европой к политике запугивания и силы, а она уже создает опасные очаги напряженности - как внутри Европейского Союза, так и между разными сторонами Атлантики. И если даже президент России Владимир Путин не целенаправленно добивался такого результата, то он его, очевидно, вполне устраивает.
В ближайшие несколько недель внутриевропейские разногласия относительно ответа на новые вызовы России, скорее всего, только ухудшатся: ожидается, что Великобритания пошлет официальный запрос на выписку международного ордера на арест как минимум одного русского, подозреваемого в убийстве Александра Литвиненко, отравленного полонием-210 в Лондоне в ноябре прошлого года. Правительство Путина неоднократно заявляло, что не допустит экстрадиции ни бывшего офицера КГБ Дмитрия Ковтуна, ни кого-либо иного, чье имя фигурирует в этом широко известном деле.
Представителям американских властей уже дали понять, что Великобритания не рассчитывает на положительный ответ России. Таким образом, премьер-министр Тони Блэр будет поставлен перед кошмарным выбором: обращаться к ЕС за поддержкой, чтобы вместе давить на Россию и пытаться заставить ее сотрудничать - или отступиться и не давать ход расследованию серьезнейшего международного преступления, совершенного на британской земле?
Шансов на то, что Европа соберется с силами и даст единый ответ энергичной - во всех смыслах - путинской России, откровенно мало. По крайней мере, именно к такому выводу невольно приходишь, поучаствовав в паре-тройке практически невидимых, но от этого не менее интенсивных кулуарно-дипломатических разговоров представителей властей западных стран, в которых поднимается тема недавних нападок самого Путина и - внимание - его генералов на планы
США по развертыванию весьма скромного числа ракет-перехватчиков на территории Польши и Чехии.
Российские заявления оказались весьма на руку левой Социал-демократической партии Германии: ее руководство фактически возобновило избирательную кампанию, на каждом углу выступая с публичными сомнениями в истинных причинах американского плана. Лидеры партии вслед за русскими немедля повторили, что с Россией не проводилось никаких консультаций - несмотря на то, что консультации были, и это отражено в соответствующих документах. На прошлой неделе министр иностранных дел Франк-Вальтер Штайнмайер (Frank-Walter Steinmeier) заявил в Бундестаге, что со стороны Соединенных Штатов недопустимо `в превентивном порядке` склонять страны к согласию на строительство на их территории ракетных баз, и добавил, что это не Москва, а Вашингтон испытывает, видимо, желание вбить клин между Европой и Америкой.
На публике правительство Буша немало сделало для того, чтобы затушить тлеющий огонь разногласий. Месяц назад, в Мюнхене, когда Путин открыто обрушился на американский план, присутствовавший в зале министр обороны Роберт Гейтс (Robert Gates), быстро
связавшись с Белым домом и Госдепартаментом, получил от последнего рекомендацию не дергаться и подставить правую щеку, что и сделал.
В приватном порядке американские дипломаты дали своим российским коллегам все жесткие ответы, однако о надежде на то, что проект развертывания противоракетных баз - направленных, как утверждают Соединенные Штаты, против Ирана - удастся удержать в рамках двусторонних отношений между Вашингтоном и двумя бывшими советскими сателлитами, пришлось, тем не менее, забыть. Чтобы не допустить выхода этого вопроса на обсуждение Европейского Союза, правительство Буша согласилось на его подробное обсуждение в рамках НАТО, а потом и на Совете
Россия-НАТО.
По стандартам времен `холодной войны` эти разногласия - просто детский лепет, но сегодня в них присутствует и другой фактор: из-за нерешенных в свое время националистических конфликтов страны, которыми в свое время правила Россия, до сих пор встают в лагерь, противоположный тому, который выбирает она.
Именно в этом месте необходимо вспомнить о Жане Монне. Изначально он занимался торговлей и финансами, но впоследствии стал и чиновником международного масштаба, вся деятельность которого была посвящена тому, чтобы удержать Францию и Германию от противоречий, уже два раза вызывавших мировую резню. Еще в 1943 году он писал, что мир может гарантировать только федерация европейских государств, `сводящая их в единое экономическое целое`.
В конце войны все французские и германские активы в черной металлургии и угольной промышленности попали под контроль Высшего европейского управления (European High Authority), со временем превратившегося в Общий рынок, потом в Европейское Сообщество, а еще потом - в
организацию, которая сегодня объединяет двадцать семь стран. Этот союз так и не избавился ни от национализма, ни от экономического протекционизма - кому интересно, о чем я, посмотрите на нынешнюю президентскую гонку во Франции. Однако Европейский Союз существенно ограничил возможные способы проявления национализма и манипуляции им - в частности, потому, что сегодня национализм сразу же выплывает на поверхность, и его носители терпят значительные издержки. В результате в странах-членах ЕС была в значительной мере устранена политическая и денежная нестабильность, а на неуспокаивающихся соседей ЕС было оказано положительное воздействие.
Путинская Россия, пользуясь своим статусом энергетической сверхдержавы, вновь вызывает к жизни старые националистические раздоры и запугивает Европу. Сегодня гораздо умнее было бы выработать какие-то серьезные общие проекты - хотя бы ту же систему противоракетной обороны - внутри западного общества, вместе распространять зону экономического благополучия, которая в течение полувека поддерживала мир в Европе - и тем самым действительно воздать должное Монне и другим государственникам, у которых достало разума и решимости построить согласие на руинах конфликта.