В регионе Центральной Азии "США настойчиво продвигают планы формирования новой структуры, объединяющей пять среднеазиатских республик, Афганистан и Пакистан, а в перспективе и Индию".
Об этом говорится в опубликованном сегодня МИД РФ обзоре внешней политики России.
"Многие в центральноазиатских политических кругах видят в проникновении в регион
США и других стран Запада важный ресурс модернизации, получения финансовой помощи, притока передовых технологий", - указано в документе. "Крупный фактор неопределенности - деградирующая ситуация в Афганистане, - отмечается в обзоре. - Но если афганская кампания закончится неудачей, а США и НАТО уйдут, страны Центральной Азии и
Россия останутся один на один перед лицом последствий усугубившейся афганской проблемы, в первую очередь наркотеррористической угрозы, всплеска фундаменталистских настроений и дестабилизации региона". В этих условиях у России "нет иного выбора, как наращивать свою многоплановую вовлеченность в дела Центральной Азии".
При этом необходимо исходить из того, что "наша работа на центральноазиатском направлении может быть успешной только в случае комплексного подхода, включая задействование возможностей ОДКБ, ЕврАзЭС и ШОС". Речь "должна идти о создании в лице России привлекательной конкурентоспособной и реалистичной перспективы как для политических элит, так и для широких слоев населения". С Россией "наши соседи должны
связывать свое будущее, возможность эволюционной, без потрясений, трансформации, перспективы стабилизации своего социально-экономического положения".
В то же время МИД отмечает, что планы расширения НАТО, приближение военной инфраструктуры к российским границам, нератификация соглашения об адаптации ДОВСЕ "неизбежно осложняют наши отношения". Отношение Москвы к трансформации НАТО "будет зависеть от того, в каком направлении пойдет этот процесс, насколько будут соблюдаться принципы международного права на деле, а не декларативно учитываться интересы безопасности России". "Превращение НАТО из замкнутого военного блока в более современную
организацию, занимающуюся реальными, а не мнимыми угрозами безопасности, способствовало бы укреплению международной и европейской стабильности", - считают в МИД РФ.
"Принципиальное значение будет иметь содержание процесса политической трансформации альянса, который, по всеобщему признанию, притормозился, - отмечается в документе. - Реальная адаптация НАТО к новым условиям в сфере безопасности может быть реализована только в случае его готовности к равноправному партнерству с другими странами и региональными организациями". Одним из показателей такой готовности "может служить реакция НАТО на многократные предложения российской стороны о налаживании взаимодействия с ОДКБ в борьбе с наркотеррористической угрозой, исходящей с территории Афганистана".
В документе отмечается, что сейчас "нет ни одной площадки (за исключением операции "Активные усилия" в Средиземном море), где Россия и НАТО участвовали бы в совместных операциях". "В случае необходимости совместных действий "в поле" важно, чтобы Россия была к этому готова, - подчеркивается в обзоре. - Поэтому целесообразно последовательно повышать оперативную совместимость на основе выработки механизма равноправного партнерства, совершенствовать систему организации учений, что позволило бы нашим вооруженным силам участвовать в операциях за рубежом по мандату ООН".
Интересам России "отвечало бы налаживание многопланового обоюдовыгодного сотрудничества с альянсом в Афганистане. "Речь могла бы идти о совместном прикрытии таджикско-афганской границы: силами Таджикистана и России (возможно, во взаимодействии с партнерами по ОДКБ и с привлечением Ирана) - "снаружи" и силами НАТО и других участников МССБ - "изнутри", - указывают авторы обзора, передает ИТАР-ТАСС.