Ангела Меркель была совершенно права, когда по случаю пятидесятилетия Римских соглашений сказала, что Европа никогда больше не должна становиться разобщенной.
Правда, именно сейчас американцы и русские предоставляют ей для этого отличную возможность. И если Европа не проявит осмотрительность, она попадет в ловушку. Дислокация американской системы противоракетной обороны в Польше и Чехии порождает такие же яростные споры, какие возникали в 1980-е годы вокруг размещения ракет среднего радиуса действия. И
Германия может снова оказаться в самом центре полемики.
О чем, собственно, идет речь? Соединенные Штаты уже не одно десятилетие разрабатывают программу, которая изначально называлась проект Национальной противоракетной обороны (National Missile Defense, NMD), предназначенную для уничтожения в воздухе запущенных на их территорию ядерных межконтинентальных ракет.
США стремятся `залатать все прорехи` в концепции ядерного сдерживания, которые становятся особенно очевидными в современной ситуации, когда ядерное оружие может попасть в руки государств или террористических группировок, которые не будут играть в игру `гарантированного взаимного уничтожения`, иначе говоря, страх перед ответным ударом не удержит их от применения атомного оружия.
Идея абсолютно непроницаемого щита, который нейтрализует гигантский ядерный арсенал России и пару-другую ракет какого-нибудь `государства-изгоя`, в настоящее время представляется абсолютной утопией. Но американцы постепенно совершенствуют технологию перехвата ракет в воздухе и приступают к размещению систем ПРО, которые пусть и не обеспечивают им стопроцентную защиту, но, тем не менее, являются первыми элементами нового оборонного пространства.
Именно о размещении этих элементов - ракет-перехватчиков в Польше и радара для обнаружения вражеских ракет в Чехии - и идет речь.
Россия незамедлительно выразила свой протест. По привычке - она с трудом мирится с тем, что ее бывшие вассалы принимают решения, не посоветовавшись с ней; из тактических соображений - Россия рассчитывает таким образом вбить клин между `новой` и `старой` Европой; из теоретических соображений - противоракетный щит может нарушить сложившееся равновесие сил.
Что в этой ситуации могут сделать европейцы? Например, прибегнуть к `страусиной` политике: утверждать, что американцы дальше намерений пока не зашли, да и в любом случае, эта система никогда эффективной не будет. Или позволить
Москве убедить себя, как это уже сделали немецкие социал-демократы. Их лидер, Курт Бек (Kurt Beck), который видит себя конкурентом г-жи Меркель на выборах канцлера в 2009 году, заговорил на языке пацифистов и заклеймил `новую гонку вооружений`. В обоих случаях страны Европы предоставляют полякам и чехам самим выпутываться из этой ситуации, как будто бы они не являются членами Евросоюза.
Европейцы могут также признать, что распространение ядерного оружия и превратности применения концепции ядерного сдерживания представляют действительную проблему, заслуживающую их внимания. Вопрос противоракетной обороны, в той мере в какой она затрагивает безопасность Европы, должен стоять на повестке НАТО. Не может не вызывать удивления тот факт, что генеральный секретарь НАТО считает свою
организацию некомпетентной. К тому же проведение форума Россия-НАТО предоставило бы идеальную возможность развеять страхи России.
И, наконец, если чехи и поляки обладают правом принимать решения без консультаций со своими европейскими партнерами, возможно, Евросоюзу стоило бы воспользоваться этой возможностью, чтобы обсудить проблему `военного атома`, которую он, по очевидным причинам, до сих пор старательно избегал. Может быть, я прошу слишком многого, но вопросы обороны Европы не ограничиваются обеспечением безопасности на выборах в Конго. Мы всегда утверждали, что Европа единодушна в вопросах своей оборонной политики, настало время это доказать.