Во вторник 27 марта 2007 г. Димитрий Саймс (Dimitri K. Simes), президент Никсоновского центра (Nixon Center) и издатель журнала National Interest, выступил с докладом о текущем состоянии американо-российских отношений.
Вел семинар Роберт Блэкуилл (Robert Blackwill), в прошлом заместитель советника президента Джорджа У. Буша по национальной безопасности, отвечавший за вопросы стратегического планирования, а ныне глава консалтинговой фирмы Barbour, Griffith and Rogers International.
В ходе недавней поездки в Москву Саймс встречался как с представителями российских официальных кругов, так и с лидерами оппозиции. Все его собеседники, по словам Саймса, сходились в одном: в американо-российских отношениях наблюдается `серьезное неблагополучие`.
Говоря о недавнем выступлении Путина на ежегодной конференции по вопросам безопасности в Мюнхене, Саймс отметил, что его суть должна бы вызвать у
США глубокую обеспокоенность, в особенности потому, что российский президент, судя по всему, сам составил текст речи. Главную мысль Путина можно подытожить так: `Продолжать делать вид, будто все в порядке, бессмысленно`.
По мнению Саймса, речь не идет о начале новой `холодной войны`, поскольку Россия - уже не мировая сверхдержава, у нее нет ни идеологии для `экспорта`, ни врага для противостояния. Однако взаимные подозрения, возникшие между США и Россией, почти не оставляют возможности для реального партнерства.
Саймс высказал предположение, что личные отношения между президентами Джорджем Бушем и Владимиром Путиным уже не те, что прежде - они остаются рабочими, но `особыми` их уже не назовешь. Тем не менее, по его словам, многие представители российской политической элиты стремятся к улучшению двусторонних отношений, и желательно в короткие сроки - они предпочитают иметь дело с республиканской администрацией, а не `пытать счастья` с демократами, с которыми, по их мнению, договориться будет еще труднее.
Отчасти проблема
связана с тем, что, вопреки распространенному в Соединенных Штатах мнению, сам Кремль не считает Россию `побежденной` страной или `второразрядной` державой. И строить отношения с Москвой на указанной основе, по мнению Саймса, было бы контрпродуктивно. Российские элиты считают, что `полоса унижений` для них закончилась, и Москва сегодня `ведет себя гордо`. Тем не менее, путинская администрация не стремится воссоздать советскую империю, отмечает Саймс: сам Путин в свое время сказал, что лишь безумец может попытаться возродить СССР. Тем не менее Москва считает, что `в соседних регионах` она должна пользоваться преобладающим влиянием.
В целом же, если Соединенные Штаты и другие страны обеспокоены тем, что Россия использует энергопоставки в качестве политического рычага, то сама Москва рассматривает свои энергетические богатства как главный источник могущества и влияния. Кроме того, российские официальные круги воспринимают требования Запада о прекращении использования энергоносителей в политических целях как лицемерные, с учетом того, что США не стесняются применять свою военную и экономическую мощь по всему миру.
Хотя Кремль смирился с прокладкой `альтернативных` трубопроводов для транспортировки центральноазиатских энергоносителей, особое недовольство у него вызывают активные попытки США побудить другие страны к исключению России из различных энергетических проектов. По словам Саймса, Путин лично заинтересован в успешной деятельности `Газпрома`, и российские лидеры расценивают соглашения о строительстве трубопроводов, из которых исключаются российские энергетические фирмы, как враждебные шаги.
В то же время, стабильность в самой России отчасти зависит от добычи энергоносителей. Снижение нефтегазовых цен может привести к экономической дестабилизации в стране. Тем не менее, Саймс полагает, что, несмотря на `ограниченную` способность США повлиять на события, Вашингтон должен оказывать на Москву `деликатное давление`, побуждая ее открыть российский энергетический сектор для столь необходимых ему зарубежных инвестиций.
В `иранском вопросе`, по словам Саймса, администрация Путина готова вместе с США предпринимать усилия по обузданию ядерных амбиций Тегерана, способных спровоцировать гонку вооружений на Ближнем Востоке, но весьма прохладно относится к идее об односторонней военной акции США. В конце концов, Москва считает Тегеран `добрым соседом`, поскольку до сих пор Исламская Республика не была замешана в действиях, наносящих ущерб российским интересам, например, в поддержке терактов на территории России.
Что же касается наших действий в отношении внутриполитической обстановки в России, то здесь основополагающая проблема заключается в том, что Москва не рассматривает Запад как образец для собственной страны. Более того, по мнению Саймса, попытки добиться преобразований в России с помощью НПО, получающих финансирование из США, могут привести к обратному результату в том смысле, что поддержка Америки дискредитирует тех людей и организации, что ее принимают. Именно такую точку зрения высказал в беседе с Саймсом Григорий Явлинский - один из самых либеральных и прозападно настроенных российских политиков
Саймс полагает, что наибольшая опасность для американо-российских отношений сегодня связана с возможной конфронтацией в Грузии. Его беспокоит следующее: если Косово провозгласит независимость без соответствующего решения Совета Безопасности ООН, которое, по словам Москвы, она заблокирует, если его условия будут неприемлемы для Сербии, грузинские регионы Абхазия и Южная Осетия могут вскоре последовать его примеру. А это, в свою очередь, чревато вооруженным конфликтом между российскими миротворцами и грузинскими войсками, оснащенными и обученными с помощью США. Саймс считает, что по этим деликатным вопросам США следует выработать четкую линию с учетом как американских приоритетов, так и российских интересов. В конечном итоге, по его словам, США и Россия в состоянии наладить сотрудничество по таким важным вопросам, как борьба с распространением ядерного оружия и терроризмом. Но добиться этого будет непросто.