На гербе Советского Союза были, как известно, серп и молот. Для сегодняшней России больше подошло бы сочетание клина и киянки - `разделяй и делай с ним что хошь`. По крайней мере, в своих отношениях с Западом Россия действует именно так.
Например, Москве удалось настолько сильно расколоть Европу, что она до сих пор никак не может договориться о ведении единой политики энергетической безопасности. А разделенная Европа, естественно, не может занимать сильные позиции на переговорах по импорту российских нефти и газа.
Есть и еще один вопрос,
связанный с безопасностью - и на этот раз русские одним клином убили двух зайцев, вколотив его как между
США и Европой, так и внутри самой Европы (про собственные трения Москвы и Вашингтона скромно умолчим). Вопрос этот заключается в размещении противоракетного щита, который США хотят построить на территории стран, когда-то входивших в советский блок. В Польше планируется развернуть десять ракет-перехватчиков, а в Чехии - радар. Задача этой системы - сбивать баллистические ракеты `деструктивных государства`, в первую очередь Ирана, которые потенциально могут долететь как до Соединенных Штатов, так и до Европы.
На этот план Москва не замедлила ответить громким и недвусмысленным рычанием. Началось оно в феврале, когда президент России Владимир Путин заявил, что этот план станет началом `новой гонки вооружений`. Его генералы добавили, что по объектам, на которых будут размещены ракеты, могут быть нанесены удары, а также заявили, что
Россия выйдет из договора, запрещающего производство ядерных ракет средней дальности. По словам российских военных, на самом деле США намереваются сбивать российские ракеты. В пятницу Дума даже приняла специальное заявление, осуждающее план США и называющее его опасным.
России прекрасно известно, что никакой опасности этот щит для нее не представляет. Российские делегации как минимум десять раз встречались с американскими, и те объяснили им, что эта система чисто технически не в состоянии остановить ни одну российскую межконтинентальную баллистическую ракету. А даже если бы такая возможность и была, ядерных боеголовок у России тысячи. Вряд ли гонка вооружений начнется с системы, которую даже толком не опробовали, которая по определению не может использоваться как наступательное оружие и которая может противостоять лишь удару нескольких ракет.
Некоторые аналитики полагают, что Россия, усилившись в последнее время, просто упивается возможностью диктовать другим свою волю. Что ж, в этом утверждении есть рациональное зерно. Однако реакция, последовавшая за российским нервным срывом, заставляет предположить, что у нее на уме и еще кое-что. Угрозы нанести удары по противоракетам не на шутку обеспокоили чехов и поляков, и, несмотря на то, что правительства этих стран первоначально поддерживали противоракетный проект, их народы сейчас развернулись против власти. Нет единого мнения по этому вопросу и среди европейских лидеров. Увидев занервничавшую Россию, немцы тоже занервничали - и начали давить на Вашингтон, заставляя его переводить вопрос размещения системы в многосторонний формат НАТО.
США ответили стремительным дипломатическим туром по Москве и европейским столицам. Президент Буш звонил по этому вопросу президенту Путину - это хоть как-то помогло сгладить противоречия. США предложили России тоже участвовать в разработке щита. Теперь все внимание будет приковано к переговорам внутри НАТО, которые состоятся до конца апреля, а также к предстоящей сессии Совета Россия-НАТО.
Но если Россия не испытывает военной угрозы, то что же ей, спрашивается, нужно?
Это всем понятно - хотя США почему-то иногда начинают действовать так, будто для них это тайна. Россия хочет, чтобы с ней общались на равных. Россия не хочет, чтобы ее `информировали`, она хочет, чтобы с ней `советовались` (хотя давать ей право вето все же не стоит). И для России уже давно поставленный вопрос расширения НАТО к ее границам - даже размещение противоракет и радара в двух странах-членах НАТО - это вопрос национальной гордости.
Россия позволила себе вспышку гнева, недостойную нации, которая хочет, чтобы с ней общались `по-взрослому`. Но и США должны были осознавать, что Россия сделает именно это. И в следующий раз, надеемся, они будут к этому готовы.