Евросоюз, пусть и с опозданием, осознал, насколько опасна зависимость от российского газа, однако внутренние разногласия и отсутствие плодотворных идей не позволяют от нее избавиться.
Российский президент Владимир Путин, должно быть, весьма доволен собой. Его стратегия - вернуть стране былое величие, утраченное в
связи с распадом СССР, используя ее гигантские сырьевые ресурсы - похоже, приносит свои плоды. Если влияние измеряется страхом, который вы внушаете другим, - а многие
россияне именно так и считают - он несомненно добивается своей цели.
Геополитическое могущество СССР основывалось на его военной машине: нефть и газ были лишь средствами, позволяющими ее финансировать. В сегодняшней России энергоносители превратились в самостоятельный инструмент влияния. Чтобы его эффективно использовать, Кремлю нужны три предпосылки: контроль над энергоресурсами и их добычей, контроль над трубопроводами на территории самой России и соседних стран, и долгосрочные контракты с европейскими потребителями, которые непросто разорвать. Все эти три элемента сегодня налицо. При всех разговорах об общей стратегии в отношениях с Россией, в ЕС царит раскол, и адекватно среагировать на ее действия он не в состоянии.
Российский энергетический гигант `Газпром`, который г-н Путин называет `мощным рычагом экономического и политического влияния России в мире`, заключил долгосрочные экспортные контракты с большинством европейских стран, в том числе Францией, Германией, Италией и Австрией. Кроме того, он имеет прямой доступ на внутренние рынки этих государств. По оценкам Брюсселя, половину потребляемого газа Европа сегодня получает из России.
Некоторые `новобранцы` ЕС, в частности Венгрия и Чешская Республика, почти полностью зависят от российского газа. Более того, трубопроводная сеть, унаследованная от СССР, дает России возможность контролировать поставки газа из Центральной Азии.
У Евросоюза, по сути, нет сколько-нибудь плодотворных идей о том, как строить отношения с главным поставщиком энергоносителей. `Мы понимаем, что с Россией надо что-то делать, но не знаем, что именно, - поясняет один брюссельский чиновник. - Мы в ЕС договариваемся о правилах, а Россия стремится к конкретным сделкам`. И эти сделки следуют одна за другой. В марте Россия заключила соглашение о строительстве нефтепровода из Болгарии в Грецию, позволяющего обойти Босфор. Символическое значение контракта состоит в том, что это будет первый подконтрольный России трубопровод на территории ЕС. По нему российская и центральноазиатская нефть будет поставляться напрямую в страны Евросоюза, минуя Турцию.
Но нефть по крайней мере можно закупать и в других странах. Куда большее беспокойство вызывает зависимость ЕС от российского газа. Его поставки полностью зависят от газопроводных маршрутов и контроля над `трубой`: в этом европейские потребители лишний раз убедились чуть больше года назад, когда Москва прервала газоснабжение Украины и последняя начала воровать российский газ, предназначенный для ЕС. Российские трубопроводы окружают единую Европу и с юга, и с севера.
Россия и Германия совместными усилиями строят газопровод, проходящий по дну Балтийского моря, в обход Украины и Польши. Бывший германский канцлер Герхард Шредер (Gerhard Schroeder), которого г-н Путин привлек к руководству этим проектом, утверждает, что новый газопровод укрепит энергетическую безопасность Европы. Однако ученые из шведского Управления оборонных исследований пришли к выводу, что его строительство приведет к расколу в ЕС и усилит зависимость Европы от России. Новая `нитка` даст Кремлю возможность прерывать поставки газа Украине, Польше и Беларуси, не затрагивая при этом интересы `более важных` клиентов. Неудивительно, что Варшава охвачена тревогой. Кроме того, Североевропейский газопровод позволит увеличить поставки в Германию и другие страны, которые пока не потребляют российское голубое топливо в больших объемах - в том числе в Нидерланды и Британию.
На юге Россия эксплуатирует трубопровод, проходящий по дну Черного моря, через который она снабжает газом Турцию. Теперь она желает продлить этот `Голубой поток` до территории Венгрии. Проект станет конкурентом еэсовского плана по строительству собственного трубопровода - Nabucco - из Турции в Австрию. Эта идея стала одним из немногих примеров согласованных действий Евросоюза в ответ на российскую гегемонию в сфере газовых поставок: Nabucco будет транспортировать `голубое топливо` из Центральной Азии, минуя Россию. Сегодня, однако, этот план скорее вызывает разногласия, чем укрепляет единство Европы.
`Венгерская рапсодия`
В марте премьер-министр Венгрии Ференц Дюрчань (Ferenc Gyurcsany) назвал Nabucco `далекой мечтой`. Будапешт, заявил он, отдает предпочтение строительству новой нитки `Голубого потока`. `Газпром` уже поставляет Венгрии 80% потребляемого газа, и планирует создать на ее территории крупное хранилище, которое станет `распределительным узлом` для всей Центральной Европы. `За `Голубым потоком`, - с энтузиазмом отметил г-н Дюрчань, - стоят очень сильная воля и очень мощные организационные возможности`. (Когда Венгрию обвинили в подрыве единой энергетической политики ЕС, последовал язвительный ответ: нельзя подорвать то, чего не существует).
Помимо контроля над маршрутами поставок, `Газпром` активно скупает элементы европейской газовой инфраструктуры. Ему принадлежит 35% акций Wingas, немецкой газораспределительной компании; в прибалтийских государствах он также владеет долями в коммунальных фирмах. Российский концерн приобрел также 10% акций трубопровода, соединяющего Бельгию с Британией, и заявляет о намерении купить аналогичный пакет в другой `нитке` - между Голландией и Англией. Кроме того, `Газпром` напористо пробивает себе путь в сферы электроэнергетики, нефтедобычи и производства сжиженного природного газа (СПГ). `Удовлетворять 25% общемирового спроса на газ для нас недостаточно. Мы хотим стать крупнейшей энергетической компанией в мире`, - так охарактеризовал `скромные` амбиции концерна заместитель председателя правления `Газпрома` Александр Медведев.
Правительства большинства европейских стран стараются не ссориться с Россией. Пока `Газпром` играет по правилам, утверждают они, ему нельзя запретить вкладывать капиталы на европейских рынках. Бельгийские власти недавно заявили, что приобретение `Газпромом` объектов инфраструктуры в стране их нисколько не тревожит. Россия, однако, в вопросе о владении иностранцами хотя бы частью ее сырьевых ресурсов - не говоря уже о контроле над ними - занимает совершенно иную позицию. Москва угрозами вынудила Royal Dutch Shell отказаться от контрольного пакета акций проекта `Сахалин-2` на Дальнем Востоке, блокировала план BP по освоению газового месторождения в Восточной Сибири, и не допускает иностранцев к разработке гигантского Штокмановского месторождения в Баренцевом море, заявляя, что обойдется своими силами.
В том же русле следует воспринимать и категорический отказ Кремля ратифицировать еэсовскую Энергетическую хартию, которая потребовала бы от него предоставить другим странам и поставщикам доступ к российской трубопроводной системе. Москва превратила в пустую бумажку совместную декларацию по энергобезопасности, принятую на саммите `большой восьмерки` в Петербурге в июле прошлого года, где Россия выступала в роли председателя. В декларации содержался призыв честно соблюдать правила игры, усиливать конкуренцию и прозрачность в энергетической сфере. Однако всего через два дня после ее принятия г-н Путин подписал закон, официально закрепляющий монопольное положение `Газпрома` в качестве единственного экспортера газа.
Наконец, активно обсуждается идея о создании газового аналога ОПЕК - картеля экспортеров нефти. 9 апреля Россия и другие газодобывающие страны обсудили этот вариант на встрече в Катаре, причем Москва выразила готовность провести исследование механизма ценообразования в газовой сфере. Поскольку почти 60% общемировых запасов газа сосредоточено в трех странах - России, Иране и Катаре - идея о создании картеля выглядит соблазнительной. Однако установить фиксированные цены на сырье, для которого единого мирового рынка не существует, будет гораздо труднее, чем в случае с нефтью. Тем не менее, как заметил в этом году сам г-н Путин, `координировать нашу деятельность было бы правильно`.
`Газпром` уже подписал с алжирской компанией Sonatrach меморандум о взаимопонимании относительно сотрудничества в сфере газодобычи. Это вызвало нервозность у европейских потребителей, поскольку Алжир по объему поставок газа на континент стоит на третьем месте - после России и Норвегии. Америка тоже нервничает. `Коммерческое и политическое влияние России на правительства центральноевропейских государств затрудняет наши отношения с союзниками`, - отмечает один высокопоставленный чиновник Госдепартамента.
Зависимость ЕС от российских энергоносителей - явление не новое. То же самое можно сказать и о напряженности между Россией и Америкой. `Еще в 1970-х - 1980-х гг. американцы постоянно говорили нам, что мы слишком зависим от российского газа`, - вспоминает сэр Родрик Брэйтуэйт (Rodric Braithwaite), бывший британский посол в Москве. Тем не менее в период `холодной войны` Россия оставалась надежным газовым поставщиком. Почему сегодня ситуация может измениться?
Во-первых, объясняет Клифф Купчан (Cliff Kupchan), руководитель программы по России в вашингтонской консалтинговой фирме Eurasia Group, в политическом плане Советский Союз был более предсказуем, чем его правопреемница: `Им управляла геронтократия, но мы по крайней мере знали, что на смену одному старцу придет другой такой же`. Однако политическая стабильность в России весьма эфемерна. Она зависит от воли Путина, а не от институционализованной передачи власти. Учитывая, что в стране набирает силу национализм, можно лишь гадать, что за политик возглавит ее через десять лет.
Второе различие заключается в том, что у энергетических отношений СССР и Запада был четкий рубеж - пусть даже проходил он по границе советского блока.
Предшественник `Газпрома` - Министерство нефтегазовой промышленности - не пытался приобретать в Западной Европе объекты инфраструктуры. `Газпром` же без стеснения использует свое влияние для скупки подобных активов. Главной причиной недавних конфликтов России с Украиной и
Беларусью было стремление `Газпрома` взять под контроль трубопроводы в этих странах.
В-третьих, в СССР топливно-энергетической отраслью руководили технократы, попросту воплощавшие в жизнь разработанные `наверху` планы. Сегодня этот сектор контролируют бывшие сотрудники КГБ, жадные до денег и власти. К примеру, в Совете директоров `Газпрома` есть несколько выходцев из КГБ. Председателем правления государственного нефтяного гиганта `Роснефть` тоже является бывший сотрудник советских спецслужб, занимающий одновременно пост заместителя главы Администрации президента. `У европейцев тот факт, что подобные люди занимаются отоплением их домов, вызывает естественные опасения`, - замечает один эксперт по России.