Критику планов размещения систем противоракетной обороны США в Восточной Европе президентом России Путиным европейские центры политического анализа воспринимают в качестве важного сигнала для ЕС на разработку самостоятельной оборонной политики.
В этом контексте
Россия становится стратегическим партнером ЕС, и сам Евросоюз заинтересован в углублении отношений с ней на основе взаимного доверия. Необходимо отметить, что в европейских общественно-политических кругах не только значительно уменьшились `страхи` в отношении Российской Федерации, но и при этом растет недовольство гегемонистской внешней политикой
США.
Несмотря на различные предпринятые попытки, ЕС так и не сформировался как самостоятельный субъект в сфере обороны и внешней политики, поскольку его безопасность и сегодня зависит исключительно от США и НАТО. По мнению аналитиков Мюнхенского центра политических исследований, актуальная ситуация в оборонном балансе ЕС-НАТО свидетельствует об отсутствии у Евросоюза конкретной концепции всеобщей безопасности, отвечающей реалиям 21 века. Линия Вашингтона на полное перепрофилирование НАТО из оборонительного союза в `глобального игрока` под управлением США вызывает каждый раз все большие опасения в странах Евросоюза, в первую очередь во Франции и Германии. По вине американцев, трансатлантические
связи сегодня воспринимаются по-другому, нежели изначально, Альянс втянул себя в конфликты далеко от границ базовых интересов европейцев. Последние все чаще опасаются рисков возможного вовлечения Европы в новые спровоцированные США войны, при этом без внимания остается противодействие угрозе международного терроризма. Кроме того, это несет в себе значительный риск конфронтации с Россией, что для Европы является абсолютно неприемлемым. Поэтому особый вес приобретает голос стран-членов НАТО, к которому необходимо прислушаться и согласием которого необходимо заручиться для проведения осуществляемых в рамках Альянса операций, что, однако, связано с возможным нарушением равновесия в том или ином военно-политическом сегменте. Это касается и планов размещения радаров и ракетных баз в Польше и Чехии.
Важно подчеркнуть, что эти планы не были в достаточной мере представлены Москве. Ясно, что реальных причин для размещения подобного рода объектов в упомянутых странах не существует, поскольку ни Иран, ни Северная Корея не располагают ракетами необходимого радиуса действия и таким образом не могут прямо угрожать Соединенным Штатам.
Реакция Вашингтона на протесты Москвы сегодня заключается не в попытках переосмыслить некоторые аспекты своей политики в отношении России, но в активном усилии каждый раз доказать, и прежде всего своим союзникам, неизбежность и логику выбранного курса. При этом базовая задача Белого Дома - не допустить какие-либо дискуссии по этому вопросу в Европе и в НАТО. В восприятии политики он продолжает придерживаться догм и старается предотвратить раскол западного общества на приверженцев и противников своих планов. Попытки американской стороны принудить своих европейских союзников к проведению жесткой линии в отношении России, однако, не находят поддержки в `старой Европе`. Европейцы обеспокоены отсутствием прогресса в достижении целей, декларируемых США в Ираке и Афганистане, ростом угроз внутренней безопасности европейских государств и продолжающейся зависимостью объединенной Европы от США в военно-политической области. К примеру, по данным социологического опроса института EMNID, 68 процентов немцев разделяют
мнение российского президента Владимира Путина о том, что США навязывают свою волю всем участникам международных процессов и хотят однополярный мир. Более того, 62 процента опрошенных совершенно не беспокоит военный потенциал Российской Федерации.
Сейчас Вашингтон начал использовать для давления на Москву проамерикански настроенные государства Центральной и Восточной Европы. Именно при их посредничестве США намерены расширять НАТО (хотят включить туда Украину и Грузию). Там же инициирована кампания по дискредитации России как надежного партнера - поставщика энергоресурсов. Неудача с подписанием нового соглашения о партнерстве между ЕС и Россией, заблокированного Варшавой, тоже дело рук Белого Дома.