Существуют и другие документы, регламентирующие эксгумацию, например, в приложении к закону есть типой "Протокол эксгумации и осмотра трупа". Он, в частности, требует:
"Снятие ограды, надгробной плиты, земли и извлечение гроба и трупа должно производиться осторожно, по возможности без их повреждения. Землю снимают послойно, в направлении от ног к голове (если известна поза трупа в могиле) и фиксируют в протоколе особенности грунта на разной глубине могилы - цвет, влажность, зернистость почвы, глубину промерзания грунта и т. п. Необходимо стремиться максимально полно провести раскоп и очистить останки трупа от земли, избегая случайных повреждений".
"2.15. Могила после извлечения останков должна быть немедленно засыпана и поверхность почвы спланирована". Санитарные правила устройства и содержания кладбищ (утв. Минздравом СССР 10.02.1977 N 1600-77 по состоянию на 7 октября 2006 года)
Насколько записанное на видео соответствовало правилам, можно судить по кадрам съемки. Гробокопатели вынимают какие-то кости, достаточно бессистемно, эксперт даже не прикасается к ним. Потом в мешок кладут заранее заготовленный протокол и закрывают.
Хотя, надеюсь, прокуратура даст более компетентное заключение. Нас же интересует простой вопрос - могло ли при такой методике извлечения останков что-либо потеряться? И ответ напрашивается сам собой - могло, конечно.
В итоге так и произошло - корреспондент "Новых известий" обнаружил кости, которые потеряли эксгуматоры. Если честно, то поначалу я не верил, что при эксгумации можно потерять не ребро или позвонок, а целую бедренную кость (замглавы администрации Химок упорно называет ее "берцовой", откуда это пошло гулять по СМИ и блогам). Однако переговорив с корреспондентом "НИ" получил от него заверения, что все так и есть, и кости из Химок и лежат в редакции.
Неожиданным подтверждением стало и заявление в прокуратуру, где химкинские администраторы обвиняют редакцию "Новых известий" в том, что они... похитили кости с места захоронения. Понятно?
Не в том, что газета соврала, выдавая какие-то другие кости за останки похороненных в Химках героев. Нет! А именно в том, что они похитили эти кости - надо так понимать, заботливо брошенные в разрытых и обезображенных могилах.
Понятно, что сегодня, если произвести захоронение в новом мемориальном комплексе, то там окажутся погребенными не все останки. Часть из них окажется на прежнем месте - если верить администрации Химок, закатанными под асфальт расширяемого шоссе. А если не верить, то под фундаментом нового офисного центра.
Что там будет?
Постепенно выясняется, кому и чему мешали могилы героев-летчиков в Химках. Оказывается, уже давно существует и презентован Центр Аэрокосмических Технологий и Инноваций.
Как утверждают инициаторы проекта, создаваемый Центр Аэрокосмических Технологий и Инноваций позволит объединить под одной крышей большое количество российских и зарубежных фирм и организаций:
"Симбиоз производственных мощностей НПО им. Лавочкина и современных офисных площадей Центра не только переведет предприятие на новый качественный уровень, но и привлечет в район дополнительные
инвестиции, в том числе и зарубежные.
В рамках ЦАТИ планируется создание
бизнес-инкубатора инновационных компаний. Его задача будет состоять в организации среды, способствующей созданию и росту высокотехнологичных компаний.
Элементами такой среды являются:
аренда помещений на льготных условиях;
телекоммуникационная поддержка;
правовое, управленческое и финансовое консультационные агентства. Концепция Центра Аэрокосмических Технологий и Инноваций ЦАТИ - пример реализации национальной инновационной системы на территории Химкинского района Московской области.
Ну понятно, что проект коммерческий, и красивая вывеска в основном будет прикрывать дорогой и комфортабельный... офисный центр.
Чиновники химкинской администрации обращались по этому поводу в различные инстанции и даже получали ответы. Согласно этим ответам, например, из министерства культуры Московской области, перенос мемориала, "мешающего" строительству офисного центра, по закону невозможен. Но что такое закон, когда перед глазами денежный и перспективный коммерческий проект?
"Сейчас в городе запланирован ввод в эксплуатацию новых производственных, складских и офисных сооружений. Так ФГУП "НПО им. С.А. Лавочкина" при поддержке Администрации городского округа запланировано строительство Центра аэрокосмических технологий и инноваций, в котором будут работать предприятия малого и среднего бизнеса, специализирующиеся в области высоких технологий.
Уже построен многоэтажный Бизнес центр "Кантри-парк", в планах создание технопарка "Центр высоких технологий", сообщает официальный сайт Химкинской администрации.
В общем, как я уже писал раньше, герои-летчики просто оказались лежащими на пути капиталистического прогресса.
Положительный ответ министерства культуры Московской области на запрос администрации округа Химки, что бы им разрешили поскорее перенести это несчастное захоронение для скорейшего строительства Центра Аэрокосмических Технологий и Инноваций был получен заблаговременно, исх.N16-4028/1-23 от 12.09.06 (опять спасибо блоггеру drugoi).
Правда там обращено внимание, что вообще-то, по закону "места погребения не подлежат сносу и могут быть перенесены только <...> в случае угрозы постоянных затоплений, оползней, после землетрясений и других стихийных бедствий."
Но, как нам хорошо известно, администрация столкнулась с "постоянным осквернением захоронения женщинами "легкого поведения" отходами своей жизнедеятельности", что как раз может быть приравнено к угрозе постоянных затоплений.
Это уже ЖЖ-юзеры пишут. Так что не нужно думать, что если присыпать все черноземом и немножко убрать мусор, то общественность так сразу и успокоится.
"Иное по назначению использование территории места погребения разрешается по истечении 20 лет с момента его переноса. Территория места погребения в этих случаях может быть использована только под зеленые насаждения. Строительство зданий и сооружений на этой территории запрещается", гласит закон о похоронном деле.
Как этот пункт собираются обходить при последующей застройке, не очень понятно. Вполне возможно, просто нарушат закон и будут потом платить символические штрафы той же химкинской администрации.
Митинг с телесными повреждениями
А в субботу 21 апреля в Химках прошел митинг.
История с ним получилась уже совершенно запредельная - левые молодежные организации, главным образом РКСМ(б), СКМ и АМК планировали митинг по поводу ограбления граждан при помощи "реформы ЖКХ". Но по ходу его подготовки сложилась ситуация с захоронениями, и в тему митинга внесли коррективы.
Тема изменилась и, похоже, изменилось отношение властей. Митинг запретили накануне, о чем приглашенные граждане, конечно же, не знали. Я и сам не знал о запрете. Естественно, химкинские власти, только что заявлявшие о "широком обсуждении" проблемы захоронения с общественностью, сами наглядно подтвердили, что говорить открыто с людьми они опасаются.
В Химках, как выяснилось, Конституция РФ действует не на всей территории города. Так согласно постановлению главы администрации, реализовать свои права по 31-й статье Конституции, которая гласит, что "граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование" можно только в определенном месте городского округа - на площадке перед
кинотеатром "Юбилейный". Там же, на площадке примерно сто на сто метров можно проводить демонстрации и шествия.
Как выяснилось чуть позже, большие изъятия в Химках сделаны и из статьи Конституции номер 21, в которой, в частности есть слова "никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию".
В Химках - можно!
Начался митинг с попытки разогнать его. Только комсомольцы Буслаев, Тарасов, Новолодская и ряд других поднялись на ступеньки кинотеатра "Юбилейный", как трое старших офицеров милиции попытались их силой задержать. Но старики-ветераны толпой вступились за молодежь, и буквально отбили ребят у "защитников правопорядка".
Но действия старших милиционеров не нашли поддержки не только у граждан, но и у большого количества рядового состава милиции и ОМОНа, которые просто наблюдали за свалкой на импровизированной трибуне. Усердствовал некий майор, потерявший от старательности даже фуражку и распространявший крепкий запах перегара.
Но, тем не менее, разогнать митинг сразу не получилось. Это - к вопросу о якобы всенародной поддержке в Химках переноса захоронений и вообще общей любви к администрации - я там, среди стариков, такого наслушался про градоначальника Стрельченко и его команду, что воспроизведи я даже малую толику всего - и ни в каком суде не оправдаюсь.
Я подошел к милицейскому подполковнику, который пытался задержать комсомольцев и поинтересовался, зачем, собственно, вся эта возня?
От него я узнал, что митинг не разрешен - то есть даже в особом месте в Химках, где Конституция действует, она действует не всегда и не для всех. Заодно поинтересовался, а где в законодательстве Российской Федерации прописан разгон митинга при помощи спецсредств, ОМОНа и тому подобного?
Ведь само проведение несанкционированного митинга как правонарушение квалифицируется крайне незначительно, в рамках административного кодекса в размере примерно 500 рублей. Мероприятие тихое, без намеков на массовые беспорядки.
То есть вся эта хорошо экипированная милицейская массовка тут вообще-то не нужна - достаточно одного-двух постовых, чтобы присматривать за порядком, и если организаторы митинга что-то нарушили, то по окончании можно спокойно подойти, предъявить удостоверение и составить протокол о правонарушении. Только и всего.
Но это в нормальной стране, конечно.
Спустя некоторое время, когда митинг подошел к концу, неожиданно активизировался ОМОН - из-за здания кинотеатра выехало несколько автозаков, из них высыпали "космонавты", как называют омоновцев в экипировке для разгона мирных митингов. Люди приветствовали ОМОН ехидными криками: "Правозащитники" пожаловали!"
"Правозащитники" выстроились в полукаре вокруг толпы митингующих, но применять силу против стариков не решились.
Все-таки ОМОН был подмосковный, и город подмосковный. Это очень неудобно, избивать стариков, среди которых могут быть твои соседи или родственники. Неспроста в Москву для разгонов стягивают ОМОНы из разных городов. А тут как-никак местные. Неудобно.
Ведь назавтра такому бойцу, участвовавшему в разгоне митинга, на улицу будет не выйти,
детей в школе дразнить станут. В общем, ребята постояли, постояли и разошлись по своим автомобилям, которыми их государство снабдило, наверно, для какой-то важной и нужной задачи.
Однако послышалась команда все-таки задержать организаторов митинга, когда народ немного разойдется. И тут произошло непредвиденное - старики-ветераны не стали расходиться! Они образовали плотную толпу вокруг комсомольцев и повели их в сторону станции "Химки", на электричку.
Фактически благодаря "умелым" действиям химкинской администрации и милиции скромный митинг превратился в настоящий "Марш несогласных", который прошел через весь центр города.
Мы с Николаем Московченко предложили вывезти комсомольцев на своих машинах. Но ребята отказались, поскольку расчитывали, что дойдут до электрички в сопровождении ветеранов, а дальше все будет нормально. Но нормально не получилось, на станции "Сходня" в вагон вломились "правозащитники в погонах" и в жесткой форме провели задержание.
Дальнейшее происходило не на моих глазах, поэтому рассказываю со слов потерпевших.
Павел Тарасов, СКМ, помощник депутата Госдумы В.Рашкина: "В вагон влетает толпа людей в штатском и кожаных куртках, похожих на милицейские. Начинают хватать и бить наших ребят, достается и просто пассажирам, ехавшим рядом. Меня хватает за горло человек в штатском.
Я от захвата освобождаюсь, отталкиваю его от себя и требую представиться и предъявить документы (а вдруг действительно сотрудник милиции). Он отказывается и снова хватает за шею, я снова освобождаюсь от захвата и снова требую документы - и снова получаю отказ.
В это время остальных ребят тоже пытаются вытащить из вагона, девчонкам скидок не делают. В конце концов по одному нас тащат из вагона, попутно избивая, на платформу. То, что они не находятся при исполнении (электричка - зона ответственности линейного отдела), то, что они обязаны представиться и предъявить по первому требованию документы - их не волнует.
На платформе нас с Артемом (Артем Буслаев, РКСМ(б) - прим. ред.) валят на землю и начинают лежащих и неподвижных методично избивать ногами по голове, лицу, рукам, ногам, по шее - куда попадет ботинок.
Я думаю не нужно объяснять, что лежащие на земле два человека не могут представлять опасности трем-четырем десяткам сотрудников милиции, равно как и не могут сбежать - здесь и речи не шло о выполнении служебных обязанностей. Выламывают руки, одевают наручники, сажают в УАЗик, в котором везут в отделение. По пути рукоприкладство продолжается".
Одна из девушек прямо из электрички попадает не в милицию, а в химкинскую районную больницу с сотрясением мозга. Но позже ее "переводят" в камеру.
В отделении милиции беспредел продолжается. Избитые комсомольцы требуют вызвать врача, но медицинская помощь им будет оказана только на следующий день. Прямо из зала суда Павел Тарасов, Болдина Анастасия, Коледа Маша (возраст 15 лет) увезены на "скорой помощи" в виду расстройства здоровья, связанного нанесёнными милиционерами побоями.
Одновременно выясняется, что милиционерами совершен должностной подлог - во всех протоколах (копии протоколов есть на руках у задержанных) указано, что они были задержаны прямо на митинге, хотя есть сотни свидетелей того, что митинг прошел мирно, и если бы не "активность" правоохранителей, сейчас просто не о чем было бы говорить.
Это вообще вопрос - в Российской Федерации давно явочным порядком введены пытки и телесные наказания. По закону за большинство правонарушений вполне справедливо полагаются весьма щадящие наказания - небольшие штрафы, а то и просто устные порицания.
Но на деле это оборачивается избиениями во время так называемого "задержания" и пытками, которым людей подвергают в отделении милиции. Налицо явное несоответствие тяжести содеянного реальному наказанию, которое, вдобавок, не прописано ни в каких кодексах.
Причем избиение сопровождает уже не только задержание особо опасных преступников, которые в самом деле могут оказать сопротивление. Избивают практически всех - нарушителей режима регистрации, пьяных, участников мирных митингов и шествий.
Скоро начнут, наверно, избивать и за переход улицы вне пешеходного перехода... Хотя почему "начнут"? Многим избитым на "марше несогласных" в качестве основания для задержания инкриминировался как раз переход улицы в неположенном месте.
На 2 мая назначен суд в Химках. Судить будут, понятное дело, не милиционеров, избивших ни в чем не виноватых людей (повторю для "других" - несанкционированный митинг предполагает штраф в 500 рублей, а не избиение, арест и пытки), а пострадавших.
Дадут немного сойти синякам, последствия сотрясения мозга станут уже почти незаметными. Можно приговорить к каким-нибудь символическим наказаниям. Нисколько не сомневаюсь, что независимый Химкинский суд вынесет обвинительные заключения, поскольку постановления городской администрации там куда весомей, чем все статьи Конституции РФ вместе взятые. Это не Россия, это Химкиии...
В прокуратуре разных уровней лежат ряд заявлений от граждан, запросы от депутатов. Нарушений закона столько, что даже говорить не о чем. Но это не значит, что прокуратура захочет увидать очевидное.
На 6 мая вроде бы назначено перезахоронение. Если прокуратура не приостановит противозаконную процедуру. Газета "Правда", пока ребят еще "метелили" в отделении, опубликовала заявление первого секретаря Химкинского райкома КПРФ Суворова, где есть такие проникновенные строки: "Мероприятие планируется провести в соответствии с российским законодательством, соблюдением всех воинских ритуалов и широким освещением в средствах массовой информации.
К сожалению, имеются силы, которые даже такое святое дело пытаются использовать для дестабилизации социально-политической обстановки и собирания политических дивидендов и внести раскол в ряды вновь избранного Совета депутатов городского округа Химки.
Заявляю, что мы никому не позволим использовать доброе имя Химкинского районного отделения КПРФ в подобных целях". Чуть позже примерно это было повторено в совместном заявлении депутатов Химкинского райсовета от "Единой России", ЛДПР и КПРФ. Единство депутатов налицо.
Очень жаль, что политическая жизнь комсомольцев начинается с наглядного предательства "старших товарищей". Но не все было так отвратительно. Всю ночь возле УВД Химок дежурил первый секретарь МГК СКМ Сергей Довгаль, работали юристы ЦК КПРФ.
Протокольное поручение Думы подготовил депутат О.Куликов, запрос подал депутат В.Рашкин, поддержали и СМИ, в том числе и либеральные. Спасибо и "Эху Москвы", и "Новым известиям", и "Каспарову.ру". Очень помогали и химкинские ветераны - не те, что заседают по комитетам, а настоящие.
Надо также сказать, что шансов на справедливое решение ситуации довольно много. В конце концов, все это происходит не в Эстонии, где за сносом "Бронзового солдата" изо всех щелей торчит политика. Это происходит в России, где, как известно, две беды, причем одна постоянно ремонтирует другую...