Многие воспринимают США как международного хулигана, империалистическую державу наших дней. Корреспондент Би-би-си в Вашингтоне Джастин Уэбб пытается разобраться в корнях этого явления.
Он считает, что антиамериканизм нередко служит прикрытием для чувства ненависти, у которого нет реальных оснований. Джастин Уэбб изучал этот феномен в Каире, Каракасе, Вашингтоне и Париже.
Здесь вы можете прочесть первый репортаж Джастина Уэбба из Парижа. Следите за дальнейшими публикациями на нашем сайте.
Во дворе аббатства в прекрасном английском городе Бат группа демонстрантов, многие из которых являются квакерами, регулярно собирается, чтобы выразить протест против несправедливостей этого мира.
Глория Уэбб, моя любимая мама, которая умерла в прошлом году, была среди них. Она была энергичной
женщиной в бобриковом пальто, которая хотела запретить атомную бомбу и положить конец войнам и страданиям во всем мире.
Моя мама была прекрасным человеком - такими же были и ее друзья. Однако когда она мне рассказывала об этих манифестациях (и когда я, должен признаться, участвовал в них с юношеским энтузиазмом), меня всегда удивлял односторонний характер этой игры.
К примеру, протесты против ядерных вооружений были направлены против американского оружия. Антивоенные выступления были против войн, которые вела Америка. Кампания против смертной казни была сфокусирована на Техасе.
Возник шаблон, который так и не претерпел каких-либо серьезных изменений. Шаблон, по которому Америку осуждали за самые мелкие проступки и преувеличивали их серьезность, в то время как убийцы, диктаторы и воры, руководившие другими странами, оставались незамеченными.
Начало
Если антиамериканизм жив и процветает среди на удивление спокойных британцев, каким яростным он должен быть в менее благоприятных регионах мира!
Чтобы проверить это, я побывал в Венесуэле, где ее лидер Уго Чавес сравнивает Джорджа Буша с Гитлером, а также в Египте, власти которого утверждают, что, если ослабить контроль, то на улицах начнут жечь звездно-полосатые флаги.
И я побывал в Париже. В Париже? - спросите вы. Да, в Париже - в городе, где все это началось.
Антиамериканизм зародился во Франции. И что удивительно: он возник задолго до появления Соединенных Штатов. Его причиной была не кока-кола, не McDonald`s, не Голливуд и не Джордж Буш.
В академических кругах Франции 18 века превалировало
мнение, что Новый свет ужасен. Там воняло, там было слишком влажно для нормальной жизни. Как писал один европейский биолог: "Все там либо дегенеративное, либо исполинское".
В глубине души многие французы до сих пор думают, что так оно и есть на самом деле.
Один французский интеллектуал сравнил как-то Соединенные Штаты с Бельгией. Это оскорбление. Вот что он имел в виду: у французской столицы есть величие, которое обращает на себя внимание всего мира. В Бельгии такого нет - как и в большей части Америки.
Вашингтон - город величественный, но его проектировал француз, видение которого отличалось от настроений остальной части страны. Америка - обыкновенная. Выйдите на улицу в Париже и громко скажите: "Америка - обыкновенная". Она воспевает стремление к мещанскому счастью в
семьях и общинах, а этого антиамериканцы не переносят.
Неприязнь
В центре Парижа есть улица Франклина Рузвельта. Этого американского президента, который помог разгромить фашистскую Германию и освободить Париж, здесь почитают. И многие французы говорят, что они почитали бы и Джорджа Буша, если бы были согласны с ним.
Они считают, что корни антиамериканизма совершенно очевидны. Как сказал нам один француз, у которого мы взяли интервью: "Все дело в политике, тупица!".
Впрочем, в Париже можно найти достаточно свидетельств того, что антиамериканизм - это не просто продуманная оппозиция по отношению к тому, что делает Америка. Это гораздо больше.
Антиамериканизм, который французские интеллектуалы проповедуют веками, основан на ярко выраженной неприязни к Америке как таковой, а не к тому, что она делает.
Сидя в "Кафе де Флор", на том самом месте, где когда-то правил бал Жан-Поль Сартр, писатель и философ Бернар-Анри Леви говорит так: Америка стала кошмаром, которого давно опасались французские интеллектуалы правого толка; нацией, построенной не на основе респектабельных родственных или традиционных
связей, а на основе осознанного стремления создать что-то новое.
Антагонизм
Леви с симпатией относится к
США, и книга, которую он написал о своих путешествиях по стране, - "Американское головокружение" (American Vertigo) - это сбалансированная и вдумчивая работа.
Однако этот баланс, по словам Леви, отсутствует в политических дебатах во Франции по поводу американского влияния и жизни в Америке. Он описывает процесс того, как этот антагонизм к основам жизни в США - к демократии, которую там почитают, к заурядности, которая там поощряется, - проникает во все поры французской политической жизни.
Эта тенденция зародилась среди правых, но теперь она продолжается левыми типа Жозе Бове (активист борьбы против компании McDonald`s и кандидат в президенты) и другими видными представителями левых кругов.
И это вовсе не современное явление, вызванное Бушем. В мае 1944 года (всего за несколько недель до высадки американских войск в Нормандии), Юбер Бев-Мери, основатель газеты Le Monde, которая вовсе не является рупором правых, писал: "Американцы - это реальная угроза для Европы, отличающаяся от той, которую представляет собой
Германия, и той, которую в будущем могут принести русские. Может быть, американцы и сохранили культ Свободы, однако они не чувствуют потребности освободиться от рабства, которое породил их капитализм".
Настало время понять, что такое отношение, такое презрение к тому, что может сделать демократия, лежит в основе, по крайней мере, части антиамериканских настроений, которые мы наблюдаем сегодня в мире.