Без ощутимого прогресса завершился саммит ЕС-Россия, прошедший недалеко от российского города Самара (бывший Куйбышев). Лидеры ЕС смогли насладиться живописной долиной Волги, но сухой остаток встречи ничтожен.
Президент России Владимир Путин снова напомнил о проблеме русскоязычных в Балтии, а перспективные сроки нового договора об экономическом сотрудничестве ЕС-
Россия еще неизвестны.
С одной стороны, можно особо не волноваться. Если Россия и ЕС не договорятся о новом соглашении, то экономическое сотрудничество может продолжаться в рамках старого договора. К тому же между Россией и конкретными странами ЕС заключены двусторонние договоры, которые останутся в силе и в том случае, если из-за вето Польши новое соглашение в ближайшем будущем вообще не будет заключено.
Намного серьезнее следующий вопрос: кому не выгоден более тесный альянс России и ЕС?
Географически Россия занимает восточную часть Европы. От географии не убежишь. Исторически сложились стабильные экономические связи. Россия - крупнейший поставщик энергоресурсов в ЕС. Это двусторонняя связь. Европа зависит от России, но и Россия зависит от ЕС. Как бы Россия ни грозилась переориентировать поток своих энергоносителей в другие регионы, даже Россия бессильна против географии. Вся трубопроводная инфраструктура России построена так, чтобы соединять ее с Восточной Европой. У России нет серьезных коридоров транспортировки в направлении Китая и Индии. Пока не будут построены новые транспортные коридоры, у России нет никаких возможностей полностью продавать свои нефть и газ в других регионах. В такой же степени как ЕС зависим от российских энергоресурсов, Россия зависит от
доходов, которые она получает от продажи своих энергоносителей на рынке ЕС.
Зависимость взаимная, и реально мыслящие политики это хорошо понимают.
Однако с глобальных позиций тесный альянс между ЕС и Россией означал бы глобальные геополитические изменения. ЕС вместе с Россией - это крупнейшая экономика в мире. Общий потенциал России и ЕС превышает экономический потенциал США. Поэтому в интересах США не допустить сближения ЕС и России. В интересах США не допустить перевеса глобальных сил в пользу Европы и России. Пока будет удаваться не допускать сближения ЕС и России, США останутся единственной сверхдержавой.
В интересах США максимально содействовать разногласиям между ЕС и Россией, реализуя принцип разделяй и властвуй. По этой причине самые верные союзники США - Польша, Литва и Эстония - действуют как диверсанты против улучшения отношений России и ЕС: Польша блокирует начало переговоров с Россией, Польша вовлекается в американскую систему ПРО, правительство Эстонии начинает политику по эскалации конфликтов и т.д. Цель общая - создать напряженность в отношениях России и ЕС.
Фактически некоторые восточноевропейские государства действуют как пятая колонна внутри ЕС. В связи с этим отношения ЕС и России не могут базироваться только на прагматическом подходе.
В итоге ЕС как аморфное и зависящее от капризов Польши объединение государств, которое не может договориться с Россией, спровоцирует Россию создавать не совместную, а двустороннюю сеть отношений.
Если Россию спровоцируют изменить внешнеполитические акценты в отношении ЕС, тяжесть отношений Россия-ЕС переместится из недееспособного Брюсселя в Берлин, Ригу, Хельсинки, Стокгольм и т.д.
Тогда латвийским политикам придется оставить надежды на то, что Брюссель будет реализовать экономические интересы Латвии. Судя по тому, как настойчиво правительство Латвии форсировало ратификацию пограничного договора, вывод такой: правительство Латвии отбросило надежды на то, что ЕС будет нашим адвокатом в переговорах с Россией. Ясно, что всю тяжесть латвийско-российских отношений придется решать нам самим.