Это дело должно было быть доведено до конца. Отношения между Россией и Западом сегодня самые плохие со времен `холодной войны`, и в течение как минимум года, скорее всего, останутся в состоянии глубокой заморозки.
Особенно ясно существующие трения выявляет противостояние Лондона и Москвы в расследовании ужасающего убийства бывшего агента КГБ Александра Литвиненко, ставшего гражданином Великобритании.
Шесть месяцев назад премьер-министр Великобритании Тони Блэр пообещал, что `ни дипломатические, ни юридические барьеры` не остановят тех, кто ищет убийцу Литвиненко. Во вторник Великобритания выполнила свое обещание и объявила, что обратится к России с просьбой об экстрадиции Андрея Лугового, которого британская прокуратура считает виновным в смерти Литвиненко, наступившей от отравления полонием.
Этот шаг - прямая обязанность британских властей. Любые попытки затормозить правосудие в деле Литвиненко, чтобы сохранить отношения с Россией, были бы проявлением близорукости и свидетельством полного отсутствия морали. К счастью, генеральный прокурор Великобритании принял решение не вмешиваться в ход расследования и тем самым не запятнал репутацию британского правосудия, значительно пострадавшую в прошлом году от попыток остановить коррупционное расследование в отношении компании BAE Systems. Что же касается правосудия в России, то это дело совершенно иное. Российский генеральный прокурор сразу же отказался выполнить просьбу Великобритании.
Надо заметить, что нынешний инцидент далеко не единичен. В преддверии парламентских выборов в декабре и президентских в следующем году российская политика становится все более жесткой, проявления национализма в ней - все более откровенными, а уровень взаимодействия с Западом неуклонно идет вниз по всему спектру отношений.
Есть разногласия, касающиеся стремления российского государства контролировать стратегические нефтегазовые активы. Есть и такие, которые напрямую
связаны с непростыми отношениями России с ее соседями - в первую очередь Польшей, Литвой и Эстонией. Однако, как стало ясно из воинственной речи, произнесенной президентом России Владимиром Путиным в феврале на конференции в Мюнхене, Кремль все решительнее сам идет на конфронтацию. Сегодня на кону стоит выполнение планов США по созданию системы противоракетной обороны, а также будущий статус Косово.
В этих обстоятельствах Европе и США необходимо принять политику `жесткого сотрудничества` с Москвой. Во вторник в Великобритании этот процесс уже начался; собственно, начался он еще с прошлой недели, когда канцлер Германии Ангела Меркель очень жестко говорила с Путиным на саммите
Россия-ЕС.
И все же точку зрения Меркель разделяют далеко не все в германских органах власти, а что касается Польши, Литвы и Эстонии, то в ЕС их все еще считают `не своими`, вместо того, чтобы ставить их вопросы во главу угла. На этом направлении нужно работать гораздо больше. Европе и США следует объединиться и объяснить России, почему подчинение обычным правилам поведения как в
бизнесе и политике, так и просто на улицах Лондона - это в ее, России, долгосрочных интересах.