Продолжающийся кризис в отношениях между Европейским Союзом и Россией преувеличивается обеими сторонами.
Проблема отчасти заключается в том, что слишком многие западные комментаторы по-прежнему считают стандартом хороших отношений чисто западные амбиции начала 90-х годов, в соответствии с которыми `демократическая`
Россия должна полностью подчиняться Западу.
Да и русские все еще слишком часто и болезненно реагируют на свой негативный опыт унижения и эксплуатации 90-х годов, проявляя сегодня высокомерие и подозрительность. Обеим сторонам следует снизить накал риторики и заняться поиском прагматических решений тех конкретных проблем, которые их разделяют.
Им также надо помнить, что в длительной исторической перспективе ответственность за мир в Европе находится в руках основных держав европейского континента. Европейцам, в том числе и русским, самой судьбой предначертано вместе жить - или умирать, как было в прошлом под Полтавой, на поле Бородина, в Севастополе, Танненберге и Сталинграде.
Вглядываясь в эту кровопролитную историю, понимаешь, что нынешние трудности не столь уж серьезны. Если повезет, они будут постепенно исчезать по мере того, как заканчивается беспорядочный постсоветский период, а экономическое возрождение России ведет к новому равновесию. А политика с обеих сторон как раз и должна быть направлена на достижение такого равновесия.
В этом плане западные европейцы должны понять, что в большинстве вопросов они просто недостаточно сильны - даже при поддержке Америки - чтобы диктовать свою волю России. Они должны также признать, учитывая свои собственные имперские преступления прошлого и мощную поддержку российским обществом политики Путина, что оскорбительная критика контрпродуктивна.
Русские, со своей стороны, должны осознать, что они недостаточно сильны для борьбы с Западом по целому ряду вопросов, а также не в состоянии развивать свою экономику без крупных иностранных инвестиций. А для получения таких инвестиций необходимо добиваться доверия со стороны зарубежных инвесторов.
Не менее важен и другой вопрос. Русским нужно понять, что хотя британское правительство заслуживает серьезного осуждения за предоставление политического убежища Борису Березовскому и его приспешникам, это не дает российским службам безопасности права арестовывать их.
Русским было бы очень полезно перенять в этих вопросах опыт Китая с его прагматичной, сдержанной и очень успешной стратегией действий. Возможно, отказ России от ряда крайне односторонних энергетических сделок 90-х годов оправдан как с моральной, так и с правовой точки зрения. Но это вряд ли можно считать мудрым шагом с позиций долгосрочных интересов России.
По историческим меркам подобные противоречия не приведут к трагическим кризисам. Но есть одна проблема, которая когда-нибудь может вызвать такие трагические последствия. Речь идет о правах русскоязычного населения Латвии и Эстонии, а также об ответственности за безопасность этих стран, которую приняли на себя Евросоюз и НАТО. Особый драматизм этой проблеме в последние недели придали поддержанные Москвой беспорядки в Эстонии, поводом для которых стало решение правительства о переносе советского военного памятника, глубоко чтимого русскоязычным меньшинством.
Европейскому Союзу необходимо сочетание нескольких подходов. Во-первых, он должен абсолютно четко показать
Москве, что ЕС и НАТО готовы защищать входящие в их состав страны Балтии от российского давления и подрывных действий. Если такое давление достигнет опасного уровня, в этот регион должны быть направлены западноевропейские войска.
Во-вторых, страны Западной Европы обязаны публично осуждать провокационные акции, подобные действиям эстонского правительства. Великобритания и Франция в особенности должны убедительно заявить, что главная заслуга в деле разгрома фашистской Германии принадлежит их советским союзникам, и что другим членам ЕС следует с почтением относиться к памяти Красной Армии.
В-третьих, Европейский Союз обязан сделать гораздо больше, чтобы разблокировать ситуацию в Латвии и Эстонии. Хотя ЕС и удалось смягчить наиболее дискриминационные аспекты в поведении этих стран по отношению к русскоязычному меньшинству, их политика по-прежнему чрезмерно сконцентрирована на ассимиляции данных меньшинств, а отнюдь не на их интеграции. В особенности это относится к сфере образования на русском языке. Запад позволяет обеим странам самым возмутительным образом нарушать те обещания, которые они давали перед получением независимости.
Европейский Союз также обязан помочь снизить остроту данной проблемы, предоставив самые широкие права русскоязычному населению на уровне ЕС в целом. Так, он должен дать возможность этим меньшинствам ездить в Западную Европу и работать там. В настоящий момент неграждане, составляющие значительную часть русскоязычного населения, сталкиваются с огромными трудностями в этом отношении. Если учитывать, что в Испании и Италии имеются программы стимулирования иммиграции из Латинской Америки, подготовка миграционной программы на этом стратегически важном направлении выглядит вполне реально.
И наконец, Западная Европа должна извлечь самый важный урок из эстонского кризиса, который заключается в том, что со вступлением стран в ЕС и НАТО история не заканчивается. При отсутствии уверенности в том, что у нас хватит средств и мужества для защиты расколотых изнутри стран Балтии от действительно серьезной угрозы, было бы сумасшествием делать вид, что мы станем защищать Украину.
А открытые разговоры Запада о дальнейшем расширении НАТО и ЕС, что в любом случае практически на сто
процентов нереально, это не только глупость, но еще и глубокая безнравственность.