Стивен Сестанович (Stephen Sestanovich) - старший научный сотрудник Совета по международным отношениям (Council on Foreign Relations), занимающийся российскими и евразийскими исследованиями.
В 1997 - 2001 годах Сестанович работал в администрации Клинтона послом по особым поручениям и специальным советником Госсекретаря
США.
- Какие вопросы вызывают самые сильные разногласия между Вашингтоном и Москвой?
- Конфликтные отношения между Россией и Соединенными Штатами, которые, кстати, находят свое отражение в отношениях между Россией и Европой, обуславливаются целым рядом разногласий. На этой неделе предметом спора явилось противодействие американскому проекту размещения противоракетного щита, но это также и статус Косово, и подавление демонстраций в России. Некоторое время назад поводом для разногласий послужили действия России в отношении Эстонии и Грузии, а также использование этой страной своих энергетических ресурсов в качестве политического инструмента. Список очень длинный, и мы уже начали спрашивать себя, не претерпел ли характер российско-американских отношений существенных изменений.
-
Россия превратилась в непредсказуемую диктатуру?
- Россия распрощалась с образом нормальной страны, вставшей на путь обновления, и превратилась в государство, вызывающее беспокойство, непонятное, тревожащее, даже таящее угрозу.
- Принятие России в `большую восьмерку` было ошибкой?
- Это решение представлялось оправданным в 1990-х годах, так как нужно было попытаться интегрировать Россию в международные институты. Но со временем стало очевидно, что подобный интеграционный процесс работает только в том случае, когда страна предварительно соглашается с основами и правилами подобной интеграции. Если `большая восьмерка` является клубом демократических промышленно развитых стран, то нынешняя Россия под это описание мало подходит.
- Как менялось восприятие Америкой России после распада Советского Союза?
- Мы прошли через длинную череду надежд и разочарований. В начале 1990-х годов Соединенные Штаты надеялись установить с Москвой `стратегическое партнерство`. К концу этого десятилетия несовпадение позиций по балканскому и иракскому вопросу вызвали сильное разочарование в администрации Клинтона. Президент Джордж У. Буш после терактов 2001 года снова обрел надежду на создание союза с Россией и пригласил Путина на свое ранчо. Конец иллюзиям пришел во время президентских выборов на Украине в 2004 году, когда Москва попыталась саботировать выборный процесс в пользу пророссийского кандидата. Американцы увидели Путина в другом свете.
- Мы наблюдаем начало новой `холодной войны`?
- Нет, Россия не превращается снова в Советский Союз. Тем не менее, ее отношения с Западом свидетельствуют о ностальгии по статусу сверхдержавы. Российские руководители мечтают об обретении Россией прежнего могущества, требуют большего уважения и уступок, и, вследствие этого, будущие отношения между Россией и Западом рискуют быть непростыми. Я не думаю, что настоящие разногласия выльются в более серьезную ситуацию, но, в то же самое время, я не могу не задаваться вопросом, осознает ли российское руководство, что оно изолирует себя от международного сообщества, и скорректирует ли оно свою позицию.
- Путин недавно провел параллель между Соединенными Штатами и Третьим Рейхом . . .
- Риторика риторикой, но существуют действительные причины для беспокойства. Некоторые разногласия могут иметь вполне ощутимые последствия. Тем более что очень сложно понять, готовы ли русские пойти на компромисс, или они считают, что лучшим способом упрочить свои позиции и международной арене - это заставить западные страны пойти на попятную.