И без крика ясновидящего карлика Оскара Матцерата из аллегорического романа Гюнтера Грасса `Жестяной барабан`, нам понятно, что над "большой восьмеркой" собиратся тяжелые грозовые тучи. Но руководители стран `большой восьмерки` будут настаивать на том, что в Хайлигендамме обсуждаются важные дела - изменение климата, свободная торговля, терроризм, энергетическая безопасность, СПИД и, конечно, развитие Африки. Оскар начал бить в свой барабан, чтобы заглушить идиотизм мира взрослых. И действительно, фантастическая реальность саммита `большой восьмерки` этого года похожа на хмельное празднование дня рождения, так как саммит проходит в момент большой неизвестности, когда мир вокруг грозится снова стать нестерпимым. Все идет к новой холодной войне. Комитет по международным делам палаты представителей Конгресса США провел 17 мая заседание со зловещим названием `Россия: восстанавливая Железный занавес`. Риторика в американо-российских отношениях стала заметно острее и жестче. В течение нескольких месяцев она была ненавязчивой и вдруг резко усилилась в последние недели. Вашингтон решительно настроен избавиться от стратегического паритета России с США. Вашингтон рассматривает это как первый важный шаг в сторону достижения `однополярности` и повторного запуска проекта Нового Американского столетия. Результат пока неясен. Москва твердо стоит на своем, несмотря ни на что. К тому же это сложная схватка. Несмотря на попытки Вашингтона представить ее как морализаторскую игру, в которой демократия и свобода противостоит авторитаризму, суть дела заключается в том, что эта борьба позволяет США консолидировать свое трансатлантическое лидерство над Европой в постсоветскую эпоху. США не смогут установить жизнеспособное глобальное господство в 21-м веке без западного альянса как спасительного якоря для своей геостратегии. Это означает, что новая холодная война не имеет своей идеологии. С философской точки зрения речь идет об `абсолютной безопасности` - насколько безопасность вообще может быть абсолютной, и все-таки насколько тщетной она может оказаться. На другом уровне речь идет о национальном суверенитете в глобализированной системе. Речь также об эффективности `односторонних` действий. И менее всего - о `триумфализме`. Это несомненно поднимает моральный дух Вашингтона, подорванный затруднительным положением в Ираке. Изменение китайской позиции Последствия этого изменения станут определяющими для функционирования международной системы в течение практически всего 21-го века. Ни одна крупная страна не может сделать вид, что ее это не коснется. Это самое очевидное изменение прохладной позиции Китая, провозглашенной недавно. В заявлении, сделанном в Москве, было подчеркнуто, что во время встречи министра иностранных дел Сергея Лаврова с его китайским коллегой Яном Цзечи (Yang Jiechi) в понедельник в Сеуле вне регламента Диалога по сотрудничеству в Азии они `обменялись мнениями по широкому спектру международных проблем, представляющих взаимный интерес (выделено автором), включая сотрудничество в рамках Шанхайской организации сотрудничества и планы Соединенных Штатов по развертыванию установок глобальной системы противоракетной обороны`. Не удивительно, что вопрос о размещении Вашингтоном системы противоракетной обороны (ПРО) был главной темой, представляющей `взаимный интерес` для двух стран, во время российско-китайской встречи на высоком политическом уровне. За последние шесть недель позиция Китая по обостряющемуся российско-американскому противостоянию в связи с ПРО действительно претерпела значительные изменения. В китайской прессе появился ряд комментариев, демонстрирующих интерес на высоком уровне к развитию напряженности в отношениях между США и Россией. Ранее Китай рассматривал эту напряженность скорее как `обмен риторическими выпадами` и, судя по всему, считал, что в конечном счете Россия прибегнет к `прагматичной дипломатической стратегии`, которая базируется на двух стержневых факторах. Этими факторами являются заинтересованность России в участии США в своей развивающейся экономике в виде американского капитала, технологий, профессиональных знаний и рынка, а вторым - стремление России вступить во Всемирную Торговую Организацию, для чего очень важна поддержка США. По сути Китай сомневался в том, что характер существующих постсоветских российско-американских отношений в виде `разногласий и сотрудничества` может существенно измениться в ситуации, когда обе страны ищут лишь `максимальные выгоды` в конфликте интересов. Это было укоренившимся - и оправданным - мнением в Китае, так как было очевидно, что Россия и США продолжают сотрудничество по многим вопросам, и что у них даже есть `двусторонний стратегический интерес` для этого. Китай, конечно, понимал, что Вашингтон пытается сохранить свою гегемонию в международных делах и, соответственно, решительно настроен помешать возрождению России, что в свою очередь породило американскую стратагему давления на Россию и ее ослабления. Но Китай все же не ожидал, что ухудшение американо-российских отношений почти достигнет уровня холодной войны прошлого столетия, или что две державы начнут выказывать друг другу такую враждебность, или что они могут начать гонку вооружений. В конце апреля Китай подверг сложившуюся ситуацию пересмотру. `Народная газета` Китая впервые констатировала 9 мая, что решение Вашингтона разместить свою систему ПРО в Польше и Чехии `направлено против России`. Комментируя предупреждение Москвы о том, что Россия может выйти из Договора об ограничении вооруженных сил в Европе (ДОВСЕ), `Народная газета` допустила `значительное увеличение вероятности новой гонки вооружений`. В комментарии был сделан вывод, что `если мы пристально посмотрим на взаимоотношения США-Россия, станет ясно, что мы находимся на пороге новой холодной войны.`
На основе этого вывода в китайской прессе появились дальнейшие комментарии c прямыми критическими выпадами в отношении развертывания американцами системы ПРО в Европе. Мало того, Китай подчеркнул, что планы Вашингтона по размещению ПРО в восточной Азии и Европе в действительности являются двумя составными частями единого плана. Отвергая заявление Вашингтона, что развертывание ПРО направлено против Ирана и Северной Кореи, `Народная газета` подчеркнула 18 мая, что `существующие планы ПРО нацелены всецело и напрямую на Россию и Китай`. Это означает, что впервые интересы Китая и России совпадают в отношении ее `серьезного сопротивления` американским планам размещения ПРО.
Критика американской ПРО со стороны Китая с тех пор ужесточилась, подчеркивая, что действия США окажут `серьезное воздействие на существующую расстановку стратегических сил в мире`; что эта система подрывает региональную безопасность; что она окажет негативное влияние на `внутреннюю стабильность` тех стран, которые она затрагивает; и что это сделает внешнюю политику США еще более агрессивной.
Китай считает, что решение Вашингтона о развертывании системы ПРО основано на четырех факторах: стремлении достичь `абсолютной безопасности`; слепой вере в технологическое превосходство; стремлении США добиться мирового господства; стремлении Соединенных Штатов сохранить лидерство в Евро-Атлантическом альянсе.
Постепенно позиция Китая изменилась до такой степени, что он возложил всю вину за напряженность в отношениях с Россией на США. Причины сегодняшних напряженных отношений, по мнению Китая, являются разнообразными. Они заключаются в стратегии Вашингтона по расширению Североатлантического альянса (НАТО) на восток; дальнейшем вторжении в стратегическое пространство России путем развертывания системы ПРО в центральной Европе; `частом совании носа` американцами во внутренние дела России, например, посредством открытого финансирования политических сил внутри России, находящихся в оппозиции Кремлю; `цветных революциях` в бывших советских республиках; `игнорировании российского мнения в вопросах мировой политики`; и в общем в `односторонних действиях в международных делах`.
Китай считает, что действия США в мире напоминают `закон джунглей`, когда Вашингтон, имея в своем распоряжении `наибольшую силу и самые острые когти`, запугивает слабых; борется за сферы влияния; безнаказанно вмешивается во внутренние дела других стран; и предпринимает односторонние шаги. И делает он все это, самодовольно веря, что `можно делать, все что угодно до тех пор, пока ты достаточно силен. При этом все, что бы не делалось, является рациональным и соответствующим правилам, тогда как если другая сторона старается что-то сделать или сопротивляется, это значит только то, что они ничего не понимают, и им нужно просто объяснить`.
Китай тщательно подошел к оценке `твердости характера` Москвы, противостоящей давлению США. И пришел к заключению, что президент Владимир Путин на самом деле серьезен, когда он говорит, что Россия полна решимости обеспечить стратегическую стабильность в мире. Сделав такую оценку серьезности Кремля, Китай перестал избегать конфронтации.
Российское официальное информационное агентство процитировало в понедельник мнение китайского эксперта аналитического агентства Kanwa в Гонконге о том, что запланированное развертывание США противоракетных установок и мощных радаров XBR (по оценке, их дальность действия составляет 4000 км) в Японии и Австралии позволит американцам отслеживать запуски ракет с главного китайского полигона в провинции Шаньси. Поэтому, сказал он, `Россия обеспокоена планами США в восточной Европе, а Китай - в восточной Азии. И обе страны, естественно, могут начать координировать свои шаги по противодействию этим планам.`
Затруднительное положение Европы
Эксперт из Kanwa также подчеркнул решимость Китая ускорить развитие своей собственной ракетной программы, если система ПРО будет создана в Азии. Становится понятным, что саммит Шанхайской организации сотрудничества, который должен состояться в августе в Бишкеке, Кыргызстан, приобретает новый смысл.
Однако по сравнению со все более открытой позицией Китая по этому вопросу, затруднительное положение, в котором оказались европейские страны, остается критическим. Это очевидно, если посмотреть на различные реакции в европейских столицах на эскалацию американо-российской риторики. После заявления Путина в понедельник, что Россия может навести свои ядерные ракеты на Европу, если США развернут ПРО в Польше и Чешской Республике, Вашингтон, Лондон и Варшава обрушились на Кремль с жесткой критикой. Однако Париж и Берлин сделали заметно более продуманные заявления.
Германский канцлер Ангела Меркель (Angela Merkel) попыталась охладить страсти, заявив, что `для меня важно, чтобы было ясно, что холодная война навсегда осталась в прошлом`. Меркель подчеркнула, что Россия является партнером Запада и что `у нас есть общая ответственность. . . Мы взаимозависимы и это то, что будет определять саммит в Хайлигендамме. Даже если мы расходимся во мнениях, бесспорно то, что Россия - партнер, Россия - член `большой восьмерки`.
Меркель фактически не согласилась с британским премьер-министром Тони Блэром (Tony Blair), назвавшим заявление Путина `достаточно тревожным`. Реакция со стороны французского министерства иностранных дел также была заметно сбалансированной. Беспокойство России по поводу развертывания ПРО в восточной Европе было названо `обоснованным` и был выражен призыв к `всесторонним дискуссиям` между США и Россией. Что важнее, Париж отказался от язвительности, представив развертывание системы ПРО как `двусторонний проект` (выделено автором), осуществляемый Соединенными Штатами, Польшей и Чешской Республикой.
Германское и французское заявления явно контрастируют с разгоряченными высказываниями бюрократов НАТО в Брюсселе и польских чиновников в Варшаве, попытавшихся представить заявления Путина как намек на российскую агрессивность. Несомненно, что `старую Европу` тянут в разные стороны. Старшее поколение европейских лидеров опасается, что спор из-за ПРО может привести к расколу Европы и снова ухудшить отношения с США в тот момент, когда они только начали восстанавливаться после трений из-за войны в Ираке. В идеале Европа хотела бы сотрудничать с США. Но страны `старой Европы` также хотят учитывать позиции и США, и России.
Этот спор также является крайне чувствительным потому, что он затрагивает трансатлантическое сотрудничество в целом в период после холодной войны. Вашингтон и Лондон со `свитой` в виде Польши и балтийских стран (каковые являются новичками и в НАТО, и в ЕС, но также являются твердолобыми союзниками США), плюс, конечно, натовская бюрократия в Брюсселе стремятся определять повестку дня трансатлантической дружбы. Но у `старой Европы` и у США, несмотря на недавнее улучшение отношений, разные интересы после окончания холодной войны, у них разные представления о войне и мире и разные мнения по поводу мирового порядка.
Тем не менее, отношения между США и их традиционными союзниками в западной Европе, хоть и подвергшиеся испытанию войной в Ираке и, возможно, не являющиеся такими же прочными и предсказуемыми как во время холодной войны, сильно не пострадали. Западная Европа заинтересована в более дружеских отношениях с США. Со своей стороны США также понимают, что без западного альянса их планы мирового господства останутся несбыточной мечтой, и что `новые европейцы` ни при каких условиях не смогут стать заменой опыту, ресурсам и авторитету традиционных западно-европейских союзников.
Поэтому Европе остается надеяться, что вопрос о развертывании американской ПРО не достигнет таких масштабов, чтобы поставить под угрозу трансатлантическое сотрудничество. Это стало совершенно очевидно 22 мая, когда три крупнейшие европейские газовые компании - итальянская `Эни`, `Газ де Франс` и германский `Е.ОН Рургаз` - предупредили о росте напряженности между Европой и Россией и обратились за высокой политической поддержкой для расширения своей коммерческой деятельности с участием России. Европейские энергетические гиганты все находятся на разных стадиях переговоров по долгосрочным контрактам, которые включают обмен активами с российским `Газпромом`. `Избирательное сотрудничество` с Россией Маловероятно, чтобы напряженность в отношениях между США и Россией вскоре уменьшилась. Вашингтон действует на основе хорошо продуманной, четко определенной стратегии в отношении России. Чтобы оказать поддержку `новым европейцам` на высоком уровне против российского давления, президент Джордж Буш (George W Bush) собирается посетить Прагу и Польшу непосредственно до и сразу после саммита `большой восьмерки` в Хайлигендамме. |