Затем 25 июня он будет принимать эстонского президента Тоомаса Хендрика Ильвеса (Toomas Hendrik Ilves) в `Белом доме`, что станет еще одной встречей, преисполненной символизмом для русских. Она состоится прямо перед поспешно организованной короткой встречей с Путиным в доме семьи Бушей в Кеннебанкпорте в штате Мэн 1 июля. К счастью, Путин будет находится в этом регионе, так как у него запланировано посещение Гватемалы.
Оглядываясь назад, становится ясно, что визиты несколько недель назад американского министра обороны Роберта Гейтса (Robert Gates) и госсекретаря Кондолизы Райс (Condoleezza Rice) в Москву были предприняты под давлением со стороны европейских союзников Америки, недовольных упорной односторонностью Вашингтона в вопросе развертывания установок ПРО. После встречи с Путиным в Кремле Райс фактически дала понять, что несмотря на лай собак караван продолжит движение. Она сказала: `США нужно идти вперед и использовать технологии, чтобы защитить себя, и мы будем это делать.`
Вашингтон также методично пытается `провоцировать` Кремль. В январе, когда ситуация была уже напряженной, Вашингтон раскритиковал решение Москвы поднять цены на газ для Беларуси как `энергетический империализм`, в то время как раньше США настаивали на строго рыночных принципах для Беларуси. Когда Москва нервно отреагировала на снос эстонским правительством памятника в Таллинне советским воинам, павшим во Второй мировой войне, Буш поспешил выразить солидарность с балтийским государством.
Гейтс выступил перед американским Конгрессом с представлением бюджета `Пентагона` на будущий финансовый год, заявив, что беспрецедентное увеличение военных расходов является необходимостью в связи, среди прочего, с `неопределенными действиями Китая и России`, а также `опасностью ядерных амбиций Ирана и Северной Кореи` - словно Россия угрожает США или как если бы Россия относилась к так называемой `оси зла`.
Вновь игнорируя российское мнение по чувствительным для Москвы вопросам, Буш подписал законопроект, предусматривающий членство Украины и Грузии в НАТО. Более того, США выделили средства для ускоренного вступлениях этих стран в НАТО. Москва также понимает, что американский Конгресс не собирается в ближайшем будущем отменять поправку Джексона-Вендика (Jackson-Vandik - так в тексте, прим. пер.) 1974 года о торговых санкциях, несмотря на неоднократные просьбы и аргументы России, что закон времен холодной войны является нарушением правил в то время как две страны якобы строят партнерство.
В апреле американская администрация представила два крайне провокационных доклада по России. 5 апреля Госдепартамент выпустил доклад `О поддержке прав человека и демократии`. В нем содержались язвительные нападки на Кремль и обвинения его в нарушениях прав человека и `отходе от демократических принципов`. В нем также было сделано поразительное заявление о том, что американская поддержка некоторых общественных организаций в России начинает приносить свои результаты и более того, такая поддержка продолжится с целью повлиять на предстоящие выборы в Думу (парламент), а также на президентские выборы в следующем году.
16 апреля Госдепартамент выпустил еще один доклад, озаглавленный `Стратегический план на финансовые 2007-2012 годы`, в котором указано, что `противодействие `негативному поведению` России` будет являться одним из дипломатических приоритетов Вашингтона в наступающий пятилетний период. Впервые Вашингтон официально заявил о том, что он оказывает финансовую поддержку политическим силам в России, настроенным враждебно по отношению к Кремлю, а также указал на возрождение России как на главный вопрос американской дипломатической стратегии.
17 мая комитет по международным делам палаты представителей США провел в Вашингтоне широко освещавшееся заседание с названием `Россия: восстанавливая Железный занавес`. Конгрессмен Том Лантос (Tom Lantos), являющийся также председателем комитета, открывая заседание говорил о президентстве Путина в крайне уничижительных выражениях. Дав понять, что перед своей речью он разговаривал с Райс, Лантос заявил: `Я не думаю, что Владимир Путин является реинкарнацией Иосифа Сталина. Но я весьма обеспокоен его дурным обращением и репрессиями против инакомыслящих (диссидентов), независимых журналистов и фактически всякого, кто находится в оппозиции к нему. Тактика России при полковнике КГБ, стоящем сегодня во главе Кремля, грозит вернуть страну обратно в авторитарное прошлое.`
Лантос продолжал бранить Путина таким образом и в таких исключительных выражениях в течение всей своей речи. Поливание грязью Путина достигло высшей точки, когда Лантос сказал: `Я призываю г-на Путина пересмотреть его искаженные представления о преступлении и наказании. . . Наступление на демократию со стороны Путина. . . вызывает воспоминания о многих темных моментах в российской истории.` Лантос завершил речь инсинуациями, что за убийствами российской журналистки Анны Политковской и бывшего офицера российских спецслужб Александра Литвиненко видна рука Путина.
Легко заметить, что постепенно выясняется, что так или иначе настоящим врагом для политического класса в Вашингтоне является Путин, а совсем не постсоветская Россия. Фактор личности, вне сомнения, играет свою роль в напряженных отношениях между Вашингтоном и Москвой. Вполне возможно, что мы пока еще не услышали последнее слово в связи с сенсационным заявлением бывшего офицера российских спецслужб Андрея Лугового в Москве неделю назад о том, что британские спецслужбы пытались завербовать его с целью сбора компрометирующей информации на Путина и членов его семьи.
Возможно, Вашингтон раздражает то, что для Путина важен тот факт, что он остается весьма популярным лидером для российского народа, его рейтинг постоянно превышает 70% и, как это не парадоксально, если бы он захотел пойти на третий президентский срок, 43% сторонников коммунистической партии России проголосовали бы скорее за него, чем за собственного лидера, Геннадия Зюганова.
Однако помимо сокрушительных поражений, нанесенных Путиным американским и британским деловым интересам в энергетическом секторе в центральной Азии за последние месяцы, есть и другие причины такого непрерывного потока американской пропаганды против Кремля. Путин на самом деле мог бы стать идеальным партнером США в эпоху глобализации.
Известный российский политический обозреватель Вячеслав Костиков недавно обратил внимание в российской газете `Аргументы и факты` на то, что `критики Путина предпочитают не замечать того факта, что его экономическая политика является полностью либеральной. Он народно избранный президент. Он ни разу не нарушил Конституцию и не разорвал ни одного международного договора. За все годы его президентства ни одна российская дивизия не перешла границы России. Белград, Багдад и деревни в Афганистане бомбили не российские самолеты.`
Дэвид Крамер (David Kramer), заместитель помощника госсекретаря по европейским и евразийским делам резюмировал американскую политику во время своей речи, озаглавленной `США и Россия`, в прошлый четверг на Балтиморском совете по иностранным делам: `Сотрудничать там, где возможно, отбрасывать назад, когда необходимо. Если вы хотите знать лозунг нашей политики в отношении России, то это то, что я сказал.` Идея `избирательного сотрудничества` с Россией стала общепринятой двухпартийной доктриной в Вашингтоне.
Стивен Сестанович (Stephen Sestanovich), бывший спецпредставитель президента Билла Клинтона в СНГ, выступая в американском Конгрессе месяц назад, озвучил ту же идею, сказав: `Чтобы установить наши отношения с Россией на более продуктивный уровень на следующие пять лет, США должны послать сигнал из двух частей: `Мы не уклоняемся ни от консультаций и сотрудничества, когда это возможно, ни от разногласий или даже противостояния, когда это необходимо.` Кандидат в президенты Хилари Клинтон (Hillary Clinton) быстро почувствовала двухпартийное настроение в Вашингтоне и предложила Конгрессу законодательно закрепить учреждение медали для ветеранов холодной войны.
Российский стратегический паритет с США
Москва воспринимает пропагандистскую атаку все больше как часть тотального политического и стратегического американского наступления, целью которого является подрыв связей России с Европой, нанесение ущерба ее международной репутации, и изоляция внутри ее географического пространства. Решение США о развертывании системы ПРО в восточной Европе еще больше укрепляет опасения России по поводу скоординированных усилий США по ее окружению.
Ясно, что Москва весьма серьезно относится к американской ПРО в Европе. Никакое количество американской пропаганды о том, что ПРО создается против Ирана, не убеждает Москву. По мнению русских, радар слежения диапазона Х в Чехии будет просматривать европейскую часть России до самого Урала, в то время как база ПРО в Польше предназначена для прикрытия радара.
В Москве прочно укоренилось мнение, что целью американской системы ПРО является уничтожение стратегического паритета России с США. Статья в журнале `Внешняя политика` (Foreign Affairs) за март-апрель 2006, озаглавленная `Рост американского ядерного превосходства`, была встречена с огромным вниманием в российском сообществе специалистов, занимающихся вопросами стратегии. В ней было дано ледяное предупреждение: `Эра ВГУ (MAD - взаимно гарантированного уничтожения) подходит к концу. Сегодня, впервые за последние 50 лет, Соединенные Штаты близки к достижению ядерного превосходства. Вполне возможно, что вскоре Соединенные Штаты будут в состоянии уничтожить стратегические ядерные арсеналы России или Китая путем нанесения первого удара. . . Россия и Китай вместе с остальным миром еще долго будут находиться в тени ядерного превосходства США.`
Российские военные определяют восприятие угрозы, связывая предложенную систему ПРО в Польше и Чехии с наступательным потенциалом, усовершенствованным США в последние годы, в виде нового поколения крылатых ракет `Томагавк` с дальностью действия 3500 км. У них настолько высокая скорость и точность, что их невозможно перехватить.
Российские военные проанализировали все это, и российское руководство теперь убеждено, что система ПРО в действительности является составной частью мощного стратегического комплекса, который может позволить США в ближайшие пять лет получить возможности по нанесению первого удара. Например, только за последние три года на американских носителях морского базирования было установлено более 6000 ракетных пусковых установок для `Томагавков`. На сегодняшний день США может обстреливать все стратегически важные цели на российской территории.
В сравнении с наращиванием США стратегических сил в период после холодной войны ядерный арсенал пост-советской России значительно обветшал. По некоторым оценкам, количество российских стратегических бомбардировщиков уменьшилось почти на 40%, межконтинентальных баллистических ракет (МБР) - на 60%, а подводных лодок с баллистическими ракетами - на 80%.
Однако русские больше всего опасаются того, что предложенная система ПРО в центральной Европе ликвидирует пробелы в общем потенциале США по нанесению первого разрушительного удара по российским ядерным силам и средствам. Например, радар в Чешской Республике сможет определять параметры траекторий российских баллистических ракет в первые секунды после их пуска (в отличие от разрыва в несколько минут при существующих системах наблюдения за космосом или корабельных системах наблюдения), что намного облегчает сбивание ракет.
Российские военные эксперты считают, что путем скрытого сосредоточения военно-морских ударных соединений в регионе Баренцева и Балтийского моря американские крылатые ракеты могут быть одновременно запущены по российским шахтным и подвижным пусковым установкам МБР, а также подводным лодкам с баллистическими ракетами и стратегическим авиационным группам. Такой удар также может быть одновременно нанесен по пунктам управления вооруженных сил, их системам ПВО, аэродромам, военно-морским базам и системам связи.
Второй удар с использованием палубной авиации авианосцев и стратегической авиации может быть нанесен по наземным войскам и объектам ВПК вообще. Российский военный эксперт Михаил Волженский написал недавно в `Известиях`: `Вероятность такого сценария весьма высока. Вспомним Афганистан, Югославию и Ирак, где американские операции начались с массированного применения крылатых ракет. Несомненно, что наше политическое и военное руководство учитывает этот опыт при разработке своей стратегии. . . Таким образом, мы воспринимаем размещение системы ПРО в Европе особенно как попытку в одностороннем порядке уничтожить существующий баланс сил на континенте и в мире.`
Любопытно, что Путин повторил те же мысли в прошлый четверг, сказав: `Не нужно бояться действий России, они не являются агрессивными. . . Они направлены на поддержание баланса в мировом порядке и очень важны для поддержания мира и безопасности во всем мире.` Другими словами, недавние испытания Москвой комплекса `Искандер` являются ответом на американскую систему ПРО в Европе.
Москва решила не выходить из Договора о ядерных средствах промежуточной дальности, решив вместо этого поработать над модернизированной версией знаменитых межконтинентальных ракет `Тополь-М`, которые являются единственными ракетами в мире, способными достигать сверхзвуковой скорости, одновременно изменяя свое направление дважды в минуту (чтобы избежать обнаружения радаром), и которые можно применять также на более короткие расстояния. Эти ракеты являются как стратегическими, так и оперативно-тактическими и практически неуязвимы для противоракет. Их версия РГЧ ИН (разделяющаяся головная часть индивидуального наведения) может нести до 10 боеголовок индивидуального наведения.
Российская стратегия подразумевает уничтожение американских систем ПРО в Европе в первые 15-20 минут после предполагаемого удара крылатыми ракетами с помощью нескольких специально выделенных МБР, нацеленных на Европу, или ракет меньшей дальности с ядерным зарядом. Приблизительное подлетное время до целей в Чехии составит 10-15 минут по сравнению с примерно 2,5 - 3 часами, необходимыми для американской крылатой ракеты, чтобы атаковать все российские цели.
В то же время ядерные ракеты, запущенные с российских подводных лодок в Северном море, могут нанести удар по Польше, что займет примерно 20 минут. В общем, резюмируя словами профессора Российской Академии военных наук Вадима Козюлина, стратегия Москвы заключается в том, чтобы дать четко понять, что `конфликт с Россией невозможен без (неприемлемых) потерь для нападающей стороны`. Москва считает, что такая парадигма не оставит Вашингтону иного выбора, кроме переговоров. Однако на данный момент Вашингтон не выглядит убежденным в этом.
Результатом встречи между Путиным и Бушем в Хайлигендамме скорее станут утомительные аргументы, чем содержательные переговоры. В отличие от барабана Оскара, обремененного положением человечества, барабан Буша приближает будущие победы - после поражений в Ираке и Афганистане. |