Начаться грузино-российская война может с большой провокации в зоне Абхазского или Южно-Осетинского конфликтов.
Если в ближайший год ни в Грузии, ни в России не произойдет существенных перемен (смены политического курса, больших экологических или другого рода катастроф, крупномасштабных внутренних конфликтов и т.п.), между Грузией и Россией должен будет возникнуть вооруженный конфликт.
В этой статье описываются наиболее вероятные причины, ход и последствия. Автор статьи не пытается увеличить напряжение между двумя упомянутыми государствами, а только обратить внимание на проводимую сейчас российскими властями политику и их действия на пространстве СНГ, особенно на Кавказе.
9 марта 2008 года в России должны пройти президентские выборы. Новому президенту для начала придется привыкнуть к креслу руководителя государства, а позже - показать свою мощь и мощь своей страны, чтобы ни у кого ни на Западе, ни на Востоке не возникло вопросов о проводимой Россией политике и достижений намеченных имперских амбиций. Для этого строгой реакции на некоторые происходящие события или процессы за рубежом (в Эстонии, Украине или где-нибудь еще) может и не хватить. Обоих до сих пор правивших президентов России сопровождали войны: Бориса Ельцина - в 1994 году начавшаяся Первая чеченская война, а Владимира Путина - начавшаяся в 1999 году и идущая до сих пор, хотя и не так интенсивно, как раньше, Вторая чеченская война. В ближайшее время станет ясно, последует ли третий президент России таким примерам.
Описываемая война в 2008 (2009) году России с Грузией скорее всего будет не прямой, она будет вестись сепаратистскими руками Абхазии и Южной Осетии при российской поддержке - российские секретные службы и вооруженные силы будут им помогать только частично. Главной целью этой войны станет не военная победа над Тбилиси, а дестабилизация Грузии и свержение нынешнего правительства этого государства.
Москва уже сейчас во что бы то ни стало пытается не позволить Грузии, Азербайджану и другим странам СНГ стать членами НАТО и даже ЕС. Такую чувствительность Кремля можно заметить и в ставших всем известными секретных переговорах Москвы с Кишиневом (Молдавия), в которых без Брюсселя, Вашингтона и участия других посредников пытались решить конфликт в Приднестровье пятнадцатилетней давности. Пытаясь прекратить все увеличивающееся влияние ЕС в Молдавии и разговоры об интернационализации размещенных здесь `миротворческих` сил,
Россия готова пожертвовать надеждами марионеточных руководителей Приднестровья о de facto признанной независимости Приднестровья и даже самими этими руководителями, если они не согласятся с предложенными Москвой условиями объединения с Молдавией.
После самостоятельного урегулирования конфликта в Приднестровье Россия на международной арене выиграла бы важную пропагандистскую битву, благодаря чему достигла бы сразу нескольких целей: 1) Совершила бы `приднестровизацию` Молдавии, закрыв таким образом путь к удачной интеграции этой страны в ЕС; 2) Москва еще более убедительно могла бы высказаться за зависимость Косово от Сербии и для этого у нее были бы дополнительные аргументы; 3) Россия могла бы называть себя настоящим миротворцем и единственной силой, способной успешно решать конфликты на территории СНГ; 4) еще более усилила бы давление на Грузию из-за сопротивления последней российским `попыткам урегулировать конфликты в Абхазии и Южной Осетии`. Уже длительное время Москва однозначно игнорирует суверенитет Грузии, а в случае серьезного конфликта двух сепаратистских республик с Тбилиси, в отличие от Приднестровья, могла бы дать надежду признанным ею de facto главам этих республик и на их признание de jure.
Пользу от военного конфликта с Грузией мог бы получить не только президент России и de facto правительства сепаратистских республик. Чеченская война уже не так прибыльна, как в 1994-1996 или 1999-2001 годах, поэтому российским генералам и
связанным с ними кремлевским группировкам также необходимы новые походы и новые источники
доходов. Кроме того, успешные военные операции в Закавказье (в Грузии) могли бы помочь России легче забыть о позорных и довольно неудачных операциях на Северном Кавказе (в Чечне). В то же время президент Грузии Михаил Саакашвили практически не испытывал поражений. Экономика Грузии в течение 2006 года выросла на 10 процентов и стала одной из самых быстрорастущих, а государственный бюджет после `революции роз` увеличился с 250 млн. до 2,1 млрд. долларов
США. Уже проложены нефтепровод и газопровод из Азербайджана через Грузию в Турцию, обновлен международный аэропорт в Тбилиси, договорились с Азербайджаном и Турцией соединить страны общей железной дорогой. По привлекательности
бизнеса Грузия поднялась с 112 до 37 места, а рейтинги демократии и свободы слова так же выросли очень сильно. Удачно и быстро проведены либо сейчас проводятся реформы системы налогов, внутренних дел и вооруженных сил, так же сильно снизилась коррупция.
Теперешней амбициозной и все меньше считающейся с международным мнением российской власти становится просто необходимо показать, что у похожих на успех Грузии историй нет будущего, если они неприемлемы для России и ее стремлений стать сверхдержавой. В успехе Грузии и демократических переменах Кремль усматривает большую для себя опасность и вызов, что уже говорить об унизительной высылке его шпионов из Грузии, поэтому самый актуальный вопрос на данный момент - какими способами Москва будет стремиться изменять такую, кажущуюся ей неблагосклонной, ситуацию?
До конца 2008 года Россия обязалась вывести свои войска из всех своих баз в Грузии (большинство - на находящуюся рядом в Армении базу Гюмри), кроме находящейся в сепаратисткой Абхазии базы Гудаута, которая якобы используется для нужд дислоцированным `миротворцам` в непризнанной республике. Бывший министр обороны России (теперешний вице-премьер) Сергей Иванов заявил, что, скорее всего, России удастся вывести свои подразделения из Грузии даже раньше, чем было запланировано. Но России ее войска для военных действий на территории Грузии не обязательны.
Начаться грузино-российская война может с большой провокации в зоне Абхазского или Южно-Осетинского конфликтов, а также во все еще выводимых частях России. Для этого, как и Советскому Союзу в 1939 году при нападении на финнов, русским, абхазам или осетинам хватило бы обстрелять себя (похожие перестрелки, только довольно малой интенсивности, ведутся между грузинами и осетинами почти постоянно) и объявить о начале интенсивных военных действий.
После этого последовало бы нападение южноосетинских и абхазских de facto вооруженных сил, обученных и вооруженных Россией, на все еще контролируемые Тбилиси кое-какие территории этих сепаратистских республик -несколько грузинских деревень в Южной Осетии и верхнюю часть Кодорского ущелья, где Тбилиси разместил лояльных ему представителей официальной власти. Москва такое нападение поддержала бы и дальше поставляемым сепаратистам вооружением и возможными воздушными ударами (в основном, против грузинских военно-воздушных и морских сил, а так же по местам скопления наземных войск). Но их могут заменить или дополнить организованные на территории Грузии террористические акты (взрывы нефте- и газопровода, атаки в главных городах и портах Грузии, покушения на представителей власти, правительственные постройки) и
организация протестов против власти с целью ее свержения. Вводить экономические санкции будет не так уж и необходимо, так как все торговые пути между Россией и Грузией, в случае военных действий, будут заблокированы.
Даже если грузинским войскам удалось бы одолеть сепаратистов и вытолкнуть их на территорию России, нападение против грузинской власти и террористические акты не прекратятся, а Россия введет против страны все возможные санкции. Большая вероятность, что, с увеличением напряженности на Ближнем Востоке, конфликт в Грузии не вызовет острой международной реакции, а Тбилиси серьезной помощи дождется только от США, Турции, может быть, от Азербайджана и кое-каких стран Европы.
Во время войны и после ее окончания, возникшая в Грузии разруха надолго преградит попыткам любой из стран Закавказья вступить в НАТО и ЕС. Это так же станет серьезной помехой экспорту азербайджанских, а, возможно, и центральноазиатских, энергетических источников на Запад, что еще сильнее увеличило бы энергетическую зависимость Европы от России, а так же сами цены на нефть и газ. Такая ситуация еще больше улучшит финансовое положение России. Кроме того, нестабильность и военные действия в Грузии позволили бы России свободнее и еще строже править на все более неспокойном Северном Кавказе, на котором Москва и дальше будет придерживаться принципа `разделяй и властвуй`.
Очевидно, что теперешняя грузинская власть ощущает опасность войны, поэтому интенсивно усиливает свои вооруженные силы. Уже только в этом году в подкорректированном (из-за увеличившихся поступлений) бюджете страны на охрану региона дополнительно выделено более чем 300 млн. долларов США. Решение Тбилиси увеличить находящийся в Ираке контингент грузинских солдат до 2000 и еще 200 солдат отправить в Афганистан еще раз подтверждает стремление страны иметь как можно более опытную и профессиональную армию и обеспечить большую поддержку США в случае опасности.
Литва в последнее время довольно активно поддерживает Грузию в различных областях и даже собирается передать ей оба своих фрегата (`Аукштайтис` и `Жямайтис`). Но гораздо большей помощью Грузии с целью преградить путь конфликту на ее территории, стала бы интернационализация `миротворческих` сил, находящихся на территории Абхазии и Южной Осетии (с помощью ЕС), строгое осуждение политики России по отношению к Грузии и, наконец, модернизация противовоздушной обороны Грузии, которое позволило бы ее войскам сбивать все нарушающие государственные границы и обстреливающие ее территории и жителей боевые самолеты и вертолеты `без опознавательных знаков`.
Во всех этих областях Литва могла бы помочь Грузии, а заодно и сама сильнее позаботиться о своей безопасности и, может, даже увеличить часть государственного бюджета, предназначенного на нужды безопасности. Так или иначе, даже и помощь НАТО или ЕС не может нашей стране гарантировать абсолютной безопасности, так как всегда можно найти важную причину не придерживаться ранее принятых обязательств. Накаляющаяся опять атмосфера на Ближнем Востоке может стать еще одним кровавым подтверждением этого правила.