В пятницу, 20 июля, западные СМИ комментируют ответ России на высылку Британией российских дипломатов. The Financial Times в редакционной статье пишет о том, что "Москва сама должна уважать принципы правового государства" и тогда сможет добиться уважения.
Жесты по принципу "око за око" - это демонстративные проявления гордости и негодования в четко отмеренных дозах. Однако такие жесты почти бесполезны для разрешения проблем, которые являются первопричинами конфликта.
Запад способствовал мрачному развитию событий, недостаточно внимательно прислушиваясь к беспокойству Москвы по ряду важных вопросов: к примеру, Соединенным Штатам следовало бы уделить больше времени на подготовку почвы для спорных планов размещения элементов ПРО в Восточной Европе.
Но главная вина за ухудшение отношений между Востоком и Западом лежит на России. При президенте Владимире Путине у Кремля формируется все более воинственное отношение к остальному миру. Он запугивает своих соседей, особенно в сфере поставок энергоносителей, а кроме того, оказывает сильнейшее давление на политических оппонентов как внутри страны, так и за границей.
The Guardian в статье "Путин наносит ответный удар, высылая британских дипломатов" указывает, что ответные меры оказались мягче, чем многие ожидали.
Как утверждают аналитики, по прошествии трех дней закрытых обсуждений в Кремле президент Владимир Путин решил не раскручивать конфликт. Вместо этого было решено ответить зеркальным отражением шагов, предпринятых Милибэндом.
Вчера вечером Владимир Путин предпринял явную попытку снизить накал страстей. "Я думаю, наши отношения будут развиваться нормально. В этом заинтересованы и Россия, и Британия, - заявил он. - Нужно соизмерять любые действия со здравым смыслом, уважать законные права и интересы друг друга. И тогда все будет самым наилучшим образом. С этим мини-кризисом мы справимся".
По мнению советника и ведущего аналитика Кремля Сергея Маркова, Путин воздерживается от чересчур жесткой реакции, поскольку "не хочет выступать так, как это делал Советский Союз. Он не стремится к крупному конфликту с Западом". Марков сообщил The Guardian, что запрет на въезд в Россию для британских чиновников не будет столь суровой мерой, как кажется. Он не помешает Милибэнду или членам британского парламента посетить страну.
После вчерашних событий ход снова оказывается за британским правительством. Оно должно решить, предпринимать ли дальнейшие действия. Вчера министр иностранных дел осудил высылку британских дипломатов, назвав ее "абсолютно неправомерной". Он заявил: "Мы огорчены, что российское правительство не выказало готовности к дальнейшему сотрудничеству по вопросу о выдаче Андрея Лугового в связи с обвинением в убийстве Александра Литвиненко".
"Мы, однако, весьма обрадованы, что за прошедшие 36 часов международное сообщество - европейские страны, ЕС в целом и
США - опубликовали столь позитивные заявления о необходимости защищать целостность британской судебной системы. В ближайшие дни и недели мы будем развивать данную тему с международным сообществом".
Вчерашняя ответная высылка, вероятно, будет встречена британскими деловыми кругами с радостью. Они опасались введения более жестких мер, которые могли бы повлиять на выдачу виз. "Существует некоторая надежда на то, что стороны откажутся от состязания по взаимному оплевыванию", - заявил Сергей Караганов, аналитик Института европейских исследований в Москве.
"Россия ответила зеркально. Она не могла сделать меньше, но могла бы сделать гораздо больше", - добавил он.
Liberation отмечает, что выдворение дипломатов - это классика времен холодной войны.
Американская газета The Wall Street Journal пишет о том, что "Конфликт Британии с Россией усиливается - в него ввязались США".
Ссора Лондона с Москвой из-за убийства бывшего агента КГБ Александра Литвиненко может перерасти в более широкую конфронтацию с Западом: в конфликт впервые вмешивается высокопоставленный представитель администрации США.
Госсекретарь США Кондолиза Райс в четверг призвала Россию выдать человека, которого Великобритания подозревает в отравлении, а также решительно отмела попытки Кремля изобразить дело как мелкую стычку на дипломатическом уровне. Высказывания Райс - первый случай, когда высокопоставленный представитель американской администрации прокомментировал данное дело, - прозвучали вслед за сходными призывами европейских лидеров, которые просят Россию уступить требованиям Великобритании.
"Это не политический вопрос, а вопрос принципов правового государства, существующих в нашем мышлении, - сказала Райс на пресс-конференции во время рабочей поездки в Лиссабон. - Вопрос в том, окажет ли Россия полное содействие тому, что является не более чем усилиями раскрыть ужасающее преступление, совершенное на британской территории".
Der Tagesspiegel считает, что суд в России - похож на ливийский, а тот является национально-невротическим спектаклем.
Дело об убийстве Литвиненко, которое осложнило британо-российские отношения, должно быть расследовано в соответствии с принципами правового государства - и попытка британского премьера Гордона Брауна настоять на этом требовании вполне обоснована. Экстрадиция четырех российских дипломатов - это выражение данного требования.
То, что русские отказываются выдавать Лондону подозреваемого Андрея Лугового, пока Москве не будет выдан Борис Березовский, отчетливо показывает, какое у Москвы ливийское правосознание. Позволяет ли, например, российская Конституция своим гражданам ликвидировать британских подданных, подмешивая им в чай полоний?
Итальянская La Repubblica публикует интервью с Глебом Павловским, президентом Фонда эффективной политики политологом и советником Владимира Путина.
"Ответ российской стороны мне кажется весьма умеренным. Это были не репрессивные меры, репрессивным можно назвать шаг британской стороны, решившей выдворить четырех российских дипломатов. Лондон явно хотел "наказать" Москву. Меры, предпринятые российским министерством иностранных дел, не нанесут вреда ни обычным гражданам, ни британским предпринимателям. Британская же сторона, напротив, угрожает не давать визы не только государственным чиновникам, но даже предпринимателям,
спортсменам, людям из мира искусства и культуры", - сказал Павловский.
По его мнению, не стоит ожидать возврата к холодной войне. "Безусловно, мы стали свидетелями острой полемики, но не военно-политической конфронтации. Эта история не будет иметь последствий для двусторонних отношений России и Великобритании", - считает политолог.
Он рассказал, почему Россия отказывается экстрадировать Андрея Лугового. "Британская полиция, которая расследует смерть Литвиненко, всегда отказывалась сообщить российской прокуратуре о результатах, полученных в ходе следствия. И этот отказ порождает подозрение, что, в лучшем случае, улики против Лугового будут иметь политическую окраску, а в худшем - вообще никаких доказательств не существует. Мол, мы сначала хотим схватить виновного, а потом позаботимся о доказательствах. Такой путь мне кажется не слишком правильным. И потом, англичане начали распространять слухи о причастности России к этому преступлению", - сказал Павловский.
"Великобритания всегда была страной здравого смысла. Поэтому мы надеемся, что "холод" продлится недолго. Что надо делать теперь? Остановиться. Прекратить обмениваться ударами. Продолжить расследование в отношении Лугового как сообщника Березовского, против которого выдвигаются обвинения в убийстве", - заключил политолог.