Соглашение о сокращении вооружений в Европе, выполнение условий которого приостановил Владимир Путин, относится к 1999 году и вытекает из договора, который торжественно подписали в Париже 19 ноября 1990 года.
Подписали Джордж Буш-старший, Михаил Горбачев, Франсуа Миттеран и другие главы государств или министры иностранных дел стран-членов Атлантического союза.
Первый договор предписывал решительное сокращение арсенала двух блоков (тогда еще существовал Варшавский Договор); в то время как второй, подписанный в Стамбуле с участием некоторых бывших советских республик, предусматривает другое сокращение: еще на 10% от вооружений, разрешенных предыдущим соглашением.
Таким образом, декрет, подписанный Путиным в прошедшие дни, возвращает нас к дискуссиям по поводу всей совокупности соглашений, с заключением которых торжественно отмечалось окончание `холодной войны`.
Критики Путина в Европе и
США не сомневаются. Временный мораторий на соглашение является не чем иным, как последним рыком российского руководства, которое в последнее время становилось все более репрессивным внутри страны, и все более агрессивным за ее пределами, на международной арене.
Путин решил следовать Конституции (которая запрещает выдвижение на третий срок) и не будет баллотироваться на президентских выборах в следующем году. Но он готовится управлять Россией по доверенности и не упускает возможности приукрасить свой имидж человека сильного, необходимого для будущности нации, энергичными, националистическими поступками.
Он нанес полное поражение олигархам, `усмирил` Чечню, восстановил контроль государства над основными национальными ресурсами, заставил замолчать диссидентов, завладел центральными органами информации. Он пользуется слабостью Джорджа Буша, ввязавшего в иракскую войну, чтобы начать атаку на американское присутствие в Европе.
Этот тезис не совсем ложный, но не учитывает многие детали. Соглашение 1999 года было ратифицировано только Россией, Белоруссией, Казахстаном и Украиной.
Страны НАТО не ратифицировали его, потому что Россия не выполнила обязательство по выводу своих войск из Приднестровья (молдавского региона, населенного в основном русскими и украинцами), а также из некоторых сепаратистских областей Грузии (Абхазии и Южной Осетии).
Это правда, но правда также и то, что НАТО в эти годы расширился до таких размеров, что включил в себя бывших сателлитов советского блока и три бывших советских республики.
В то время как Россия сохраняет за собой некоторые военные базы на территории бывшего СССР, США создали военные базы в Болгарии, Румынии, Македонии, Косово, Узбекистане (который они недавно покинули), Афганистане, Таджикистане; а также они готовятся увеличить вдвое базу в Виченце (Италия).
В одном из интервью Джек Мэтлок, посол США в Москве с 1987 по 1991, вспоминает, что когда произошло объединение Германии, `мы обещали советскому лидеру Михаилу Горбачеву, что если новая Германия войдет в НАТО, мы не будем включать в Атлантический Союз бывших сателлитов СССР в Восточной Европе`. Тогда НАТО обещал, что вмешается лишь в случае необходимой защиты одной страны-члена. Но это не помешало ему сбросить бомбы на Сербию и завоевать Косово.
Возможно, кризис не разразился бы, если бы Буш в 2001 году не денонсировал договор 70-х годов, согласно которому США и СССР договорились сократить число противоракет, которые каждое из двух государств имело право создать.
Денонсирование договора позволило США планировать размещение противоракетного щита в Польше и радарной установки в Чехии. Заявленная цель состоит в том, что осуществлять перехват иранских ракет, которые на сегодняшний день не существуют.
Действительно так ли уж необходимо размещать это оружие в непосредственной близости от российских границ? Уместно ли было отклонять предложение Путина о совместном использовании российской станции в Азербайджане? И, действительно, так ли уж удивительно, что американская политика порождает в Москве националистические реакции?