Если американцы считают, что президентская гонка - это вырвавшийся из-под контроля, раз от разу удлиняющийся марафон, то это сущие пустяки по сравнению со зловещим спектаклем, который представляют собой выборы российского президента в марте 2008 года.
В правление президента Владимира Путина политологи и официальные представители Кремля были вынуждены придумать новые термины для описания системы государственного строя России, пишет влиятельное американское издание The Weekly Standard (перевод Инопресса.ру).
Когда в 2000 году Путин пришел к власти, Россию называли "управляемой демократией". Это был более благостный, мягкий ярлык, чем сочиненный самим Путиным: бывший сотрудник тайной полиции поначалу провозгласил, что его строй будет "диктатурой закона".
К сожалению, он оказался прав, и ударение все чаще делается на диктатуру, а не на закон. То, что когда-то было "управляемой демократией", ныне официально объявлено "суверенной демократией".
Этот кремлевский термин, как отмечает Маша Липман из Фонда Карнеги, "выражает две идеи: во-первых, что в России демократический режим и, во-вторых, что это заявление следует принять на веру - и точка.
Любая попытка удостовериться, верно ли оно, будет восприниматься как недружественный шаг и вмешательство во внутренние дела России". Другим словами, оспаривание претензий России на статус демократии будет встречено как посягательство на суверенитет России, пропитанное нетерпимостью.
Официальные представители российских властей и профессиональные политтехнологи Кремля извлекают всю выгоду из того факта, что среднестатистический житель других стран почти ничего не знает о происходящем внутри России.
Они пытаются позиционировать практику "суверенной демократии" в России как ничем не отличающуюся от демократии в остальных странах. Но это не так. Чтобы поддерживать иллюзию, кремлевские пропагандисты вынуждены работать сверхурочно.
В начале июня на ток-шоу Дайаны Рем на канале WAMU Андрей Ситов, вашингтонский представитель российского государственного новостного агентства ИТАР-ТАСС (а также официальный представитель государства, выдающий себя за корреспондента), провел параллели между российскими и американскими выборами.
"Сейчас у нас два лидирующих кандидата, - заявил он, - два первых вице-премьера (Сергей Иванов и Дмитрий Медведев). Есть одна интригующая вероятность - Путин скажет: "Я поддерживаю обоих - выбирайте вы", и российский народ выберет".
Затем Ситов начал объяснять, что эти двое будут рекламировать себя среди российского электората совершенно так же, как кандидаты в президенты
США после завершения обеими партиями процесса выдвижения кандидата.
В этот момент американские обозреватели запротестовали, что правила игры нарушены, поясняя, что Медведев, петербургский юрист и бывший глава администрации Путина, и Иванов, экс-министр обороны и старый сослуживец Путина по КГБ, - члены одной и той же правящей клики, которая все более укрепляет свой контроль над Россией.
Аналогичная ситуация в Америке, уточнил Майкл Макфол из Стэнфордского университета, выглядела бы так: "Джордж У. Буш решил бы, что двумя кандидатами станут Карл Роув и Кондолиза Райс, а все кандидаты от оппозиционной Демократической партии не имеют права баллотироваться.
Кроме того, все телеканалы, снабжающие
россиян новостями о политике, либо принадлежат государству, либо контролируются им. Таковы реформы, которые Путин провел в качестве президента России".
К сожалению, дебаты подобного типа происходят слишком редко, да и то почти всегда где-то за пределами России. Один из горстки тех, кто возвысил свой голос, - это известный политик-реформатор Борис Немцов, который при Борисе Ельцине был вице-премьером, а позднее во время "оранжевой революции" работал советником президента Украины Виктора Ющенко.
В своей статье, написанной на прошлой неделе для уважаемой российской газеты "Ведомости", Немцов раздал всем сестрам по серьгам.
"Противно смотреть на "Первом канале" программу "Время" позднего брежневского периода. Противно, что с телевидения медленно, но верно убирали - и, наконец, убрали всех известных журналистов, имеющих
мнение, отличное от того, которое нужно. Противно, что "питерские" под разговоры о госуправлении и госконтроле сели на миллиардные потоки. Противно, что уровень коррупции при Путине вырос по сравнению с ельцинским периодом в два раза и в последние годы Россия по данному показателю занимает позорные места в рейтингах.
Противно, что бьют дубинками ни в чем не повинных граждан, выходящих на улицу со справедливыми требованиями. Противно, что во всех кабинетах висит один и тот же портрет.
Противно, что на одобренные в Кремле митинги студентов свозят по разнарядке. Становится просто тошно от того, что после разгула казарменного бандитизма ... всем известный министр обороны и в его же лице лучший друг президента Сергей Иванов получает повышение до первого вице-премьера правительства и становится одним из двух преемников.
Противно, что процветающая Москва выглядит метрополией, а вся остальная Россия - колонией, из которой высасывают ресурсы для первопрестольной... .
И главная беда, что никто по поводу этой практики не может даже высказаться вслух. Молчи - а то хуже будет, не твое дело.
Мерзко, что мнение людей уже ничего не значит. Хотите выбирать - пожалуйста. Вот кого мы вам укажем, того и выбирайте. Раньше было 100 млн. избирателей, теперь один.
Противно и то, что смирились с этим, что выберут преемника, кто бы это ни был, лишь бы Путин его по плечу похлопал. По данным последних статистических опросов, около 40% россиян готовы проголосовать за того кандидата в президенты, которого укажет Путин. Не раздумывая".
Что обещают российские выборы 2008 года, так это режим "вот вам новый начальник, тот же, что и старый". Это будет - во всем, кроме названия - третий президентский срок Путина, поскольку у власти останется та же компания чекистов. Это означает, что главным приоритетом будет воинственная политика и поиск козлов отпущения, граничащий с чем-то иррациональным.
Чтобы предвосхитить грядущее, осмыслите антиамериканскую тираду Ситова в финале ток-шоу WAMU. Эти слова был бы горд произнести российский ультранационалист Владимир Жириновский: "Курс Путина будет продолжен, - провозгласил Ситов. - Он говорит это администрации следующего президента США. Вам нужно знать, что добрые старые времена, когда вы могли лгать России и красть у России, когда вы могли попирать Россию - все эти времена закончились".
В 1995 году Анатолий Добрынин, много лет бывший послом СССР в США, выпустил свои мемуары под названием "Сугубо доверительно". В своей рецензии на эту книгу в издании Foreign Affairs Стивен Меррит Майнер заключил: "Дочитав этот толстый том до конца, закрываешь его с неотступной тревогой. Объясняя распад СССР, Добрынин отстаивает теорию "удара в спину".
Насколько широко распространена эта теория среди российской элиты, еще предстоит выяснить. Но это опасные переживания, заключающие в себе ощущение, что страну предали, совмещенное с ксенофобией и тоской по империи.
Остается лишь надеяться, что это никогда не станет господствующей идеологией". Спустя двенадцать лет стало ясно как день, что это господствующая идеология - и сейчас, и в будущем - третьего срока Путина.