Семнадцатого августа президент России Владимир Путин объявил, что с этого момента в воздухе будет постоянно находиться десяток российских стратегических бомбардировщиков, а также несколько вспомогательных самолетов и самолетов-заправщиков.
Их задача - защита российской территории. Вопрос - от кого?
Врага, из-за которого после 15-летнего затишья возобновлены эти полеты, Путин не назвал. Однако такие же, как у России, воздушные силы есть только у одной страны мира - у Соединенных Штатов.
Круглосуточные полеты стратегических бомбардировщиков - лишь один пример того, как
Россия играет военными мускулами, а примеров таких в последнее время немало. В августе Путин командовал совместными военными учениями, которые проводились в России - учениями Шанхайской
организации сотрудничества, нового клуба авторитарных и полуавторитарных режимов, среди которых
Китай и большинство бывших среднеазиатских республик Советского Союза.
Кроме того, в августе правительство Грузии выступило с заявлением о том, что в ее воздушное пространство вторглись российские самолеты, выпустившие ракету по радару, принадлежащему Министерству обороны. Ракета не взорвалась. А еще раньше российский лидер утвердил план перевооружения армии длительностью в семь лет и стоимостью в 200 миллиардов долларов, в рамках которого предполагается закупать самолеты, подводные лодки и надводные корабли.
Так что же это - тихое возвращение `холодной войны`? К счастью, нет. А что Соединенные Штаты - стоит ли им беспокоиться из-за новой российской угрозы? Да, стоит.
Михаил С. Горбачев с самого начала своей работы в качестве генерального секретаря Коммунистической партии старался покончить с изоляцией Советского Союза от остального мира и интегрировать свою страну в Запад.
Он вывел советские войска из Восточной Европы; он подписал договоры, в соответствии с которыми значительно сократился советский ядерный арсенал; он позволил советским гражданам ездить за границу. Результат был потрясающим: `холодная война` закончилась.
В 90-е годы такую же внешнюю политику, только еще более активно, проводил президент Борис Н. Ельцин. Он объявил о намерении России вступить в многосторонние западные институты - от `большой семерки` и Всемирной торговой организации до Европейского Союза и даже Организации Североатлантического договора. С заигрывания с Западом начал свой срок и преемник Ельцина, Путин. После терактов 11 сентября этот политический курс даже укрепился: Путин твердо заявил, что в глобальной войне против терроризма Россия стоит на стороне Запада.
Однако сегодня интеграция с Западом в российской внешней политике перестала быть самоцелью. Напротив, Путин старается, чтобы его страна и некоторые другие государства выступили противовесом Западу вообще и Соединенным Штатам в частности. Возобновление полетов стратегических бомбардировщиков, проведение совместных военных учений с другими странами и угрозы в адрес Грузии, союзницы
США - все это отражает фундаментальные изменения во взглядах Кремля на мировую политику и рождает новые угрозы международному влиянию Соединенных Штатов.
Почему же это произошло?
Во-первых, Путин восстановил в стране авторитарную власть, сильно ослабив региональных лидеров, независимые СМИ, обе палаты парламента, независимые политические партии и структуры гражданского общества. При этом он усилил роль, которую в управлении Россией играет Федеральная служба безопасности, преемница КГБ, и искусственно политизировал такие государственные институты, как суд, налоговую инспекцию и полицию.
Кроме того, режим Путина все более и более затрудняет американским предпринимателям и неправительственным организациям работу в России. И поскольку отход России от демократических ценностей становится источником постоянно усиливающихся трений между ней и Западом, в самой
Москве тоже уже не видят смысла выходить на сотрудничество с НАТО, Европейским Союзом и США.
Во-вторых, Россия не просто дрейфует от западных норм государственной власти к автократии. По мере того, как это происходит, Путин все четче обрисовывает в сознании граждан образ США как `врага номер один`. Если бы американцы смотрели российское государственное телевидение, они с крайним удивлением узнали бы, что Америка, оказывается, окружает Россию военными базами, подстрекает народ соседних с Россией стран на проамериканские революции и грабит природные ресурсы России.
Понятно, что сегодня президенту Бушу приходится решать множество других проблем с безопасностью США, гораздо более насущных, чем возобновление игры в `баланс сил` с Россией в Центральной Азии, в Грузии или на Украине. Однако Кремлю так сильно нужен враг, что действия, которые еще недавно считались точками российско-американского сотрудничества - совместные
инвестиции в добычу нефти, открытие американских военных баз в Центральной Азии ради борьбы с общим врагом обеих стран - движением `Талибан`, или создание общей системы противоракетной обороны - вдруг превращаются в некие конфронтационные игры между Москвой и Вашингтоном.
Время от времени Путин сам выступает с `разоблачениями козней США`. Например, в апреле он заметил, что `Растет поток денег из-за рубежа, используемых для прямого вмешательства в наши внутренние дела. . . не всем нравится стабильное поступательное развитие нашей страны`, а в мае продолжил: угроз России со стороны Запада `не становится меньше. Они лишь трансформируются, меняют свое обличье. И в этих новых угрозах, как и во времена `третьего рейха`, все то же презрение к человеческой жизни, те же претензии на мировую исключительность и диктат`.
Наконец, Россию подстегивает и слабость самой Америки. В девяностые годы, когда США остались единственной сверхдержавой мира, статус которой никто не мог оспаривать, Россия в результате распада Советского Союза и последовавшей за ним экономической депрессии выглядела весьма бледно. Сегодня же, как утверждают в Кремле, стороны поменялись ролями. США увязли в афганской и иракской войнах, выиграть которые невозможно; в глазах международного сообщества Америка предстает страной, всегда готовой во все вмешиваться, действовать наперекор всем и нарушать права человека.
Россия же считает, что на этом фоне стала более сильной и более респектабельной. Пока открыта база в Гуантанамо и множатся жертвы среди гражданского населения Ирака, предъявляемые Америкой претензии в части ослабления демократии в России ни ее народ, ни ее элита воспринять не в состоянии. В ответ российское руководство указывает на огромный приток иностранных инвестиций и на победу России в конкурсе на право принять Зимнюю Олимпиаду 2014 года - и утверждает, что если Буш до сих пор продолжает заигрывать с Путиным, то, значит, и в международной политике главное - не ценности, а грубая сила.
Вероятность непосредственного военного конфликта между Россией и США очень низка. И все же авторитарная и антизападная Россия представляет собой очень серьезную угрозу Америке и ее союзникам. При Путине Россия продает оружие Сирии, Ирану, Китаю и Венесуэле. Она поддерживает развитие ядерных технологий в Иране и не дает Косово получить независимость.
Она отключала газ Украине, ввела экономические санкции против Грузии, а против союзника по НАТО, Эстонии, повела кибернетическую войну. Если Россию будут еще меньше
связывать западные ценности, западные институты и западное общественное
мнение, то у нее может появиться искушение перейти и к еще более провокационным действиям - хотя бы к использованию военной силы для закрепления независимости одной из грузинских территорий - Абхазии.