Все более неотвратимой представляется угроза нанесения американцами удара по ядерным объектам Ирана. ИноСМИ считают, что после Ближнего Востока и Китая бывший СССР станет для США третьим фронтом.
На эту тему в британской "Guardian" опубликована статья Джулиана Борджера, которая ниже в переводе "Инопрессы" предлагается вниманию читателей.
США пора решать, что делать с иранской угрозой
Иран создал 3 тыс. центрифуг для обогащения урана - этого достаточно, чтобы в промышленных масштабах производить ядерное топливо и в течение года создать атомную боеголовку, сообщила вчера вечером наблюдательная группа ООН.
Доклад Мухаммеда аль-Барадеи, генерального директора Международного агентства по атомной энергии, вызовет усиление нажима со стороны
США и Европы, которые добиваются ужесточения санкций. Вновь поднимутся разговоры о возможном вооруженном конфликте.
Установка 3 тыс. полностью функциональных центрифуг на обогатительном иранском предприятии в Натанзе - это "последний рубеж", установленный Вашингтоном. США заявляли, что не дадут Ирану перейти эту черту. Вращаясь на полной скорости, центрифуги смогут в течение года произвести достаточно оружейного урана (обогащенного до уровня более 90%) для создания атомной бомбы.
МАГАТЭ сообщает, что сейчас уран обогащают исключительно до состояния топлива (4%), но подтверждает, что Тегеран создал необходимые 3 тыс. центрифуг. Это приближает момент истины для администрации Буша, когда предстоит сделать выбор - начинать ли военные действия или отказаться от прежних условий и принять тот факт, что Иран технически способен обогащать уран.
Американские генералы, как сообщается, предупредили Белый дом, что военный удар спровоцирует мощный иранский ответ, который скажется и на Ближнем Востоке, и за его пределами.
Российские официальные лица вчера призвали к терпению, заявив, что Иран все еще может пойти на сделку с международным сообществом в ближайшие недели. Они указали на те фрагменты доклада МАГАТЭ, где говорится, что Тегеран пошел на сотрудничество с инспекторами агентства по другим ядерным вопросам.
"Больше всего мы опасаемся, что Иран загонят в угол, тогда он может выйти из Договора о нераспространении и разорвать отношения с МАГАТЭ", - объяснил один из российских источников. Он сообщил, что
китайские представители и Москва усиливают дипломатическое давление на Иран, чтобы избежать столкновения. "Они (китайцы) крайне обеспокоены и понимают, что необходимо срочно принимать какие-то меры".
Президент Ирана Махмуд Ахмадинежад также попытался использовать в качестве оправдания для Тегерана позитивную часть доклада МАГАТЭ, где отмечается возросшее сотрудничество иранской стороны с инспекторами. Глава государства заявил: "Мир увидит, что иранский народ был прав и сопротивление нашей страны оправданно".
Вчера вечером официальный представитель министерства иностранных дел Великобритании заявил: "Если Иран хочет восстановить доверие к своей программе, то должен без проволочек прояснить все важные вопросы".
Гордон Браун призвал усилить нажим на Тегеран, в частности ввести международный запрет на
инвестиции в иранскую нефтегазовую промышленность. В то же время британских чиновников беспокоит, что вице-президент США Дик Чейни и другие "ястребы войны" выступают за начало военных действий против Ирана, не дожидаясь прихода к власти новой администрации в январе 2009 года. Британцы подчеркивают, что иранские ученые не смогут обеспечить продолжительную работу 3 тыс. центрифуг на максимальной скорости еще несколько месяцев, а может быть, и лет. Поэтому, утверждают в Великобритании, экстренной необходимости военного вмешательства нет.
Как бы то ни было, они отмечают, что неясны условия, при которых боевые действия готов начать
Израиль.
В этой опасной ситуации запланированная на понедельник встреча высокопоставленных представителей пяти постоянных членов Совета Безопасности ООН и Германии, где предстояло решить вопрос о санкциях, была отложена - китайская делегация заявила, что не сможет присутствовать на обсуждении.
Эта важнейшая встреча состоится в ноябре, но позднее. В результате главный дипломат "шестерки", верховный представитель ЕС по внешней политике Хавьер Солана имеет возможность провести последние, окончательные переговоры с Тегераном.
В докладе аль-Барадеи сотрудничество со стороны Ирана оценивается неоднозначно: инспекции наблюдали за ядерными разработками в стране в течение 20 лет, прежде чем Тегеран объявил о программе по обогащению. "Иран предоставил необходимый доступ к нужным лицам и своевременно ответил на вопросы", - утверждается в докладе. В то же время "сотрудничество носит скорее ответный, чем активный характер".
Дэвид Олбрайт, бывший инспектор ООН, а ныне независимый эксперт по ядерным технологиям из Вашингтона, говорит, что аль-Барадеи, судя по всему, попытался сделать "хорошую мину", притом что ситуация ухудшается. "Главный вопрос - в том, что теперь у Ирана есть 3 тыс. центрифуг, - сказал он. - В докладе даже не оценивается качество приведенной информации, и очевидно, что ответов в нем минимум".
Между тем, пишет французская "Le Temps", Джон Болтон, бывший представитель США при ООН, разочарован в администрации Буша, "бюрократический" характер которой мешает предпринять активные действия против Ирана. Если бы это зависело только от Болтона, он применил бы силу без тени сомнения. "Речь идет о выборе, - сказал он, - не между использованием силы и миром в его сегодняшнем состоянии. Это выбор между использованием силы и ядерным Ираном".
В то же время вероятный ракетно-бомбовый удар по Ирану не принесет результатов, если США не введут в страну наземные войска и не оккупируют всю территорию страны минимум на десять лет. Так считает бывший дипломат Лоуренс Уилкинсон, выступивший на слушаниях в американском Конгрессе.
"Если мы не будем готовы к вторжению в Иран достаточным количеством наземных войск, нанесению полного поражения сотням тысяч партизан, с которыми столкнемся, а также к оккупации страны минимум на 10 лет, наиболее вероятным последствием станет более значительный и глубокий провал", - сообщил этот бывший глава личного аппарата экс-госсекретаря Колина Пауэлла.
В рамках доклада, сделанного на слушаниях на тему "Региональные и глобальные последствия военной акции США против Ирана", он рассмотрел два возможных нанесения удара с помощью авиации и сил специального назначения.
В первом случае США применят ограниченный удар и подавят иранские ПВО для уничтожения ядерных объектов. Во втором случае будут уничтожены важные элементы иранской инфраструктуры: железные доги и автомагистрали, аэродромы, линии электропередач и коммуникации.
"Сценарий ограниченного удара в лучшем случае отбросит иранскую ядерную программу на год или два, может быть чуть больше, но скорее всего он подстегнет иранцев... к круглосуточным, целенаправленным попыткам наверстать упущенное время", - отметил Уилкинсон, напомнив, что точно так же после массированных бомбежек городов Германии во Второй мировой войне "немецкое промышленное производство даже увеличилось".
"Более широкие удары, будучи очень разрушительными, сплотят нацию с населением более 70 млн. человек", - предупредил дипломат, отметив, что в Иране "объединяющим фактором будет национализм и яростная ненависть по отношению к Америке".
"Ряды Корпуса стражей исламской революции пополнятся, и начнется асимметричная война, место, время и средства которой будет выбирать уже Иран, а не мы", - сказал он.
Уилкинсон уверен, что Иран развернет боевые действия "везде, где уязвимы войска США, особенно в Ираке, Катаре, Кувейте и других точках Персидского залива".
Кроме него сценарии и последствия американского военного удара по Ирану по просьбе членов конгресса США анализировали бывший заместитель директора антитеррористического центра ЦРУ Пол Пиллар, бывший глава командования боевого развития войск морской пехоты США генерал-лейтенант в отставке Пол Ван Рипер и ряд других экспертов.
Война в Иране начнется до января 2009 года, написал несколько дней назад британский еженедельник "Sunday Times" со ссылкой на источники в спецслужбах страны. Издание утверждает, что Пентагон детально прорабатывает план нанесения военного удара по Ирану.
Один из источников газеты в Пентагоне говорит: то, как сгущаются тучи над Тегераном, напоминает происходящее перед войной в Ираке. Он уверен, что военная операция начнется раньше, чем Буш покинет Овальный кабинет в январе 2009 года. "Это теперь реально. Он дает всем понять, что собирается это сделать", - приводит "Sunday Times" слова специалиста.
Реальность американо-иранской войны ощущается в регионе Персидского залива, в частности, в Кувейте. В понедельник, 19 ноября, правительство этого эмирата обсудит программу экстренных действий в случае военных действий США против Ирана, сообщает кувейтская газета "Аль-Джарида".
Как отмечается в публикации, основное внимание в ходе обсуждения будет уделено вопросам безопасности и возможным экономическим последствиям начала очередной войны в Персидском заливе. Главный доклад представит министр внутренних дел Кувейта Халид Шейх Джабер. Он предложит комплекс мер по введению в стране чрезвычайного положения. Будут заслушаны также предложения министров нефтяной промышленности, энергетики, водных ресурсов, инфраструктуры и здравоохранения.
Министру пропаганды будет дано поручение установить жесткий контроль над всеми средствами массовой информации "по законам военного времени". Министерство туризма подготовит обращение к гражданам страны, предупреждающее о нежелательности посещения святых мест на территории Ирана.
Не меньшая тревога ощущается в соседней Саудовской Аравии. Об ней пишет французская "Figaro", публикация которой в переводе "Инопрессы" ниже предлагается вниманию читателей.
Эр-Рияд опасается американской атаки на Иран
Опасаясь, что Тегеран предпримет ответные меры в отношении ее нефтедобывающих объектов, Саудовская Аравия сближается с Москвой, которая пользуется доверием иранцев на фоне кризиса вокруг иранской ядерной программы
Сделав ставку на диалог, саудовское руководство, похоже, смирилось с мыслью о нападении США на Иран. "Мы все ближе к конфронтации", - сказал в интервью Le Figaro Абдель Мозен Хакас, министр социальных вопросов. "Тон Джорджа Буша наводит нас на мысль, что он уже решил, что будет делать", - отмечает Рихаб Массуд, правая рука принца Бандара Бен Султана, бывшего посла Саудовской Аравии в США, очень хорошо знакомый с ситуацией по ту сторону Атлантики. Подтекст этого утверждения таков: американский президент не уйдет из Белого дома, не "разобравшись" с угрозой, которую представляет иранская ядерная программа.
Официально саудовская монархия, являющаяся традиционным союзником Вашингтона, выступает против нового конфликта, опасаясь усугубления дестабилизации на Ближнем Востоке. "Но если он разразится, саудовцы его молча одобрят", - отмечает работающий в Эр-Рияде западный дипломат. Помимо ядерной программы страшит Саудовскую Аравию и растущее влияние Тегерана в суннитских арабских странах, в том числе и в ней самой. "Когда говоришь с саудовцами об иранском атоме, - продолжает западный дипломат, - они отвечают, что иранцы в Ираке, иранцы в Ливане, иранцы в Палестине и Сирии".
Опирающаяся на свои нефтяные запасы и статус хранителя священных мест ислама, Саудовская Аравия считает себя защитницей суннитского мира перед лицом шиитского Ирана. Летом 2006 года Эр-Рияд осудил "авантюризм" ливанского союзника Ирана - "Хизбаллы", развязавшей военные действия против Израиля.
Несмотря на попытку иранских насильственных действий в стране, столь дорогой саудовцам, в последующие месяцы принц Бандар несколько раз встречался со своим иранским коллегой, возглавляющим Национальный совет безопасности, Али Лариджани, недавно ушедшим в отставку. Под эгидой короля Абдаллы саудовцы стремились сохранить контакт со своими соседями.
"Обсуждать что-то с иранцами бессмысленно"
"Вот уже десять месяцев мы не были в Иране, - сожалеет Рихаб Массуд. - У нас складывается впечатление, что обсуждать с иранцами ядерную программу или Ливан бессмысленно".
Саудовская Аравия была разочарована мартовским визитом президента Махмуда Ахмадинежада в Эр-Рияд, в ходе которого Иран не пошел ни на какие уступки. Напротив, саудовцы стали свидетелями растущего влияния Тегерана среди иракских шиитов. Сегодня, когда все отчетливее слышен топот армейских сапог, они опасаются иранского внедрения в ряды собственного шиитского меньшинства, населяющего нефтяные районы на востоке королевства.
В месяц Рамадан Мекку посетило довольно мало иранцев. В последнее время единственной встречей на высоком уровне стали переговоры саудовского министра внутренних дел принца Найефа и его иранского коллеги Голама Хосейна Мохсени-Эджеи. Ожидаемый на начинающемся в эти выходные в саудовской столице саммите ОПЕК президент Махмуд Ахмадинежад должен встретиться с королем Абдаллой.