Грузинский кризис выявил, чем на самом деле является Россия Дмитрия Медведева - агрессивной авторитарной державой.
Исчезла слабая надежда на то, что он может смягчить жесткую линию своего предшественника, бывшего кагэбэшника Владимира Путина. Премьер-министр Путин - хозяин, а президент Медведев исполняет его волю.
Главная внешнеполитическая цель - восстановить утраченный статус сверхдержавы, вернув себе доминирующее положение на территории бывшего СССР, используя свою роль энергетического поставщика и увеличивая вес страны в мире
бизнеса.
Грузинская авантюра была крайне успешной. Москва наказала прозападный Тбилиси за попытки вступить в НАТО и преподала унизительный урок, продемонстрировав, что поддержка Западом своих союзников в постсоветском регионе имеет пределы.
Россия придумала инструмент - поддержка ущемляемых этнических меньшинств, - который можно использовать и в других регионах. Следующей целью может стать принадлежащий прозападной Украине Крым, где большинство населения составляют этнические русские, и в арендуемом морском порту Севастополь находится российский форпост. Даже
Беларусь, самое пророссийски настроенное государство из всех бывших республик СССР, обеспокоена. Как, впрочем, и члены НАТО из Восточной Европы - например, Польша, которая поспешно подписала с
США соглашение по противоракетной обороне.
После 1989 года посткоммунистический мир раскрылся навстречу западным ценностям и интересам, но по этому процессу нанесен серьезный удар. Однако не все потеряно. Во-первых, за это время удалось значительно сократить господство России, многие ее бывшие сателлиты стали членами Европейского союза и НАТО. Во-вторых, у богатой нефтью России, безусловно, денег куры не клюют, но ей нужно решать глубоко укоренившиеся проблемы, не самой последней их которых является демографический спад. И, наконец, несмотря на случившееся в Грузии, мир пока еще не вступил в эпоху новой `холодной войны`. Налицо пространство для маневра, и чтобы сотрудничать с Россией, и чтобы сдерживать ее агрессивные замыслы.
Перечень областей для сотрудничества длинный - от энергетики до ядерного нераспространения. Однако желание работать вместе с Москвой не должно означать отказ от четкого ответа на российскую агрессию. Обязательства членов НАТО о взаимной защите должны подтверждаться действиями, такими как строительство новых передовых баз в сопредельных государствах, например, странах Балтии, и активизация усилий в области энергобезопасности.
Однако альянс должен проявить крайнюю осторожность в том, что касается дальнейшей экспансии на восток. До сих пор Запад заставлял Россию смиряться с расширением, совершенно справедливо полагая, что Москва слишком слаба и не сможет ответить. Россия показала, что эта ситуация изменилась. Запад должен соглашаться на прием новых членов - в том числе Грузии и Украины - только если те будут действительно к этому готовы, и если НАТО действительно окажется в состоянии их защитить. Альянс не должен принимать в свои ряды государства, где имеют место внутренние насильственные конфликты (
Грузия) или глубокое расхождение во мнениях по поводу НАТО (
Украина).
Но это не значит, что Россия может налагать вето на суверенные права своих соседей. Как не должна она разделять регион на сферы влияния. Однако страны, стремящиеся к союзу с Западом, должны прикладывать больше усилий, чтобы противостоять российскому давлению. И, возможно, им придется рассчитывать на меньшую помощь Запада, чем это было раньше. Такова горькая реальность, возникшая после грузинского конфликта.