Стагнация российского автомобильного рынка продолжается. Из-за кризиса россияне основательно потеряли интерес не только к изделиям отечественного автопрома, но и к автомобилям зарубежного производства. Причем как к подержанным, так и к новым.
По данным аналитического агентства "
Автостат", июле в
Россию было ввезено 44,5 тыс. легковых автомобилей. Это на 77,3% меньше, чем за аналогичный период прошлого года, когда импорт зарубежных авто составил 196,5 тыс. штук. В общей сложности, по данным экспертов агентства, за первые семь месяцев 2009 г. в Россию ввезено 325,4 тыс. легковых автомобилей. Это на 72,4% меньше, чем за аналогичный период прошлого года (1,18 млн штук).
Что касается распределения импортируемых автомобилей по маркам, то здесь пальму первенства удерживает японский производитель Nissan. В нынешнем году в Россию было ввезено 36538 автомобилей этой марки. Далее следуют Chevrolet (34190 шт.), Hyundai (29242 шт.), Kia (29210 шт.) и Toyota (28844 штук).
Что касается ввоза подержанных автомобилей, то, по словам директора агентства Сергея Целикова, их доля в общем объеме импорта по-прежнему крайне мала (около 3%). Это является прямым следствием повышенных таможенных пошлин, введенных с 11 января 2009 года. Годом ранее на б/у машины приходилось около 20% от общего объема импорта юридическими лицами, отмечает эксперт.
Помимо пошлин, основными причинами столь резкого падения импорта является снижение покупательной способности значительной части населения из-за кризиса, большие нераспроданные запасы у автодилеров, а также появление на территории России сборочных производств ведущих иностранных автомобильных концернов. Что касается подержанной техники, то вполне возможно, что ее импорт в скором времени вообще прекратит свое существование или преобразуется в небольшой по объему
бизнес по ввозу единичных уникальных экземпляров автотехники.
Напомним, на днях правительственная комиссия по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике порекомендовала сохранить заградительные пошлины на ввоз иномарок в Россию еще на 9 месяцев. При этом чиновники продолжают активно продвигать идею введения этого запрета на постоянной основе.
Поможет ли это вернуть к жизни АвтоВАЗ и оградить от конкуренции сборочные предприятия в России - сказать трудно. Что касается ВАЗа, то, судя по тому, как быстро он "переварил" 25-миллиардный пакет помощи и остановил конвейер, перспективы "лидера" отечественного автопрома видятся туманными, вне зависимости от ситуации с подержанными иномарками.