Член Совета Федерации Николай Фролов позитивно оценил обнародованный накануне Доклад Международной комиссии под эгидой Евросоюза по расследованию обстоятельств событий на Кавказе в августе 2008 года.
Фролов изложил свою точку зрения о причинах конфликта и перспективах его урегулирования, сообщает пресс-служба Совета Федерации.
"Доклад Международной комиссии под эгидой Евросоюза по расследованию обстоятельств событий на Кавказе в августе 2008 года, в котором четко и однозначно сказано о том, что военные действия были начаты Грузией, в целом продемонстрировал победу объективности и взвешенности подходов над политическими инсинуациями. Главное, что независимыми экспертами доказана полная нелегитимность действий Грузии. Верен, что сегодня, спустя год после трагических событий в Южной Осетии, можно более объективно разобраться в истоках вооруженного противоборства", - сказал член Совета Федерации, доктор военных наук Николай Фролов.
Анализируя конфликт в качестве эксперта в военном деле, Николай Фролов отметил, что здесь впервые со времен Вьетнама и арабо-израильских войн современная авиация столкнулась с современной системой ПВО. Самая печальная и тревожная особенность, по мнению сенатора Фролова, это факт грубейшего нарушения норм международного права:
российских миротворцев убивали грузинские миротворцы.
Кроме того, возник абсолютно новый аспект, связанный с ролью СМИ в современном мире. "По сути, - считает сенатор Фролов, - мы стали свидетелями новой разновидности войны, информационной войны. Ведущие телеканалы мира проинформировали общественность, прежде всего западных государств и США о том, что именно Россия совершила акт агрессии против суверенного государства - Грузии. Запад, не стесняясь, откровенно "болел" за режим Саакашвили".
Говоря об истоках вооруженного конфликта августа 2008 года, Николай Фролов сделал краткий экскурс в
историю. В период распада Советского Союза, отметил он, тенденции на территории Грузинской ССР повторяли в общих чертах процессы в других союзных республиках, а именно рост национал-шовинизма и экстремизма. Жителей Южной Осетии и Абхазии не устраивала перспектива нахождения в составе вновь провозглашенного государства независимого грузинского государства на вторых ролях. Ими был проведен референдум, в ходе которого, напомнил Николай Фролов, подавляющая часть населения высказалась против нахождения в составе Грузии. Тогда в Грузии и было принято решение силой положить конец стремящимся к независимости
автономиям.
Тогда в кровавое противостояние пришлось вмешиваться с одной стороны России, стремящейся не допустить разрастания войны на территории всего закавказского региона, а с другой стороны ООН. Именно с их участием были организованы переговоры противоборствующих сторон в Сочи, на которых был принят формат урегулирования конфликта, центральным пунктом которого было создание зоны безопасности между конфликтующими сторонами.
Главным гарантом поддержания "Сочинских договоренностей" выступила Россия, выделившая в соответствии с мандатом ООН миротворческий контингент, который должен был гарантировать невозможность повторения нового кровавого конфликта вблизи Российских границ. Но после прихода к власти в Грузии М. Саакашвили начался период откровенно антироссийской политики с явным стремлением к нарушению достигнутых договоренностей решить проблему автономий мирным путем.
Итогом многолетней эскалации напряженности и многочисленных провокаций стала совершенная 8 августа 2008 года атака грузинских вооруженных сил на город Цхинвал и находящихся там в соответствие с мандатом ООН российских миротворцев. Президентом России Д. Медведевым было принято решение о начале войсковой операции по "Принуждению Грузии к миру" с целью спасения миротворцев и российских граждан, находящихся на территории Южной Осетии от уничтожения.
Для принятия такого решения у Президента РФ были веские основания, подчеркнул член Совета Федерации Николай Фролов. Нападение на российских миротворцев расценивается международным правом как агрессия против страны в целом. Вот почему фактически имело место агрессия со стороны Грузии против РФ (а не против Южной Осетии). Во-вторых, акцентировал внимание Николай Фролов, объектом атаки грузинских войск стали мирные жители Южной Осетии, подавляющее большинство которых являются гражданами РФ. Необходимо учитывать еще один аспект, подчеркнул Николай Фролов: "Отказ Москвы от помощи Южной Осетии был бы однозначно воспринят народом Северной Осетии как предательство, что резко обострило бы обстановку в кавказских республиках России".
Обращает на себя внимание особая жестокость, те методы, которые применялись грузинской армией. "Они вполне сравнимы с карательными операциями гитлеровцев", - говорит Николай Фролов, своими глазами видевший разрушительные последствия военной операции Грузии в Цхинвале.
Полностью разрушено и сожжено 655 жилых домов. Еще 2 тыс. 139 жилых строений и сооружений, в которых проживало, преимущественно осетинское население республики были разрушены частично. Потерпевшими от этой операции признаны 5 тыс. 315 человек. Сегодня на 100% установлена гибель 162 мирных жителей и ранения 255 человек. По данным Следственного комитета при прокуратуре РФ во время вооруженного конфликта в Южной Осетии погибли 67 российских военнослужащих.
Из-за обстрелов беженцами стали более 33 тыс. жителей, большинство из которых старики, женщины и дети. (Это притом, отметил сенатор Фролов, что население всей Южной Осетии составляет около 50 тыс. человек). Сегодня Следственный комитет при прокуратуре РФ заявил о продлении до 8 февраля 2010 года срока расследования уголовного дела по факту геноцида и массовых убийств граждан РФ.
Говоря о политических итогах этого конфликта, Николай Фролов констатировал: "Вооруженная помощь Россией Южной Осетии против грузинской агрессии была правильным шагом с военно-политической и моральной точек зрения. Бросить на произвол судьбы не только своих граждан, но солдат, посланных с миротворческой миссией, означало бы не только предательство, но и имела бы более серьезные последствия для будущего нашей страны. В итоге была предотвращена новая широкомасштабная война на Кавказе в непосредственной близости от наших южных рубежей".
Признание независимости Южной Осетии и Абхазии отвечает нашим геополитическим интересам, а так же коренным интересам этих республик. Теперь все будет решать воля этих суверенных государств и их народов. "Я убежден, - говорит Николай Фролов, - что процесс признания независимости Южной Осетии и Абхазии другими государствами - это неизбежный процесс и дело времени, а предпосылки для этого все есть".
"Безусловно, я могу только приветствовать тот факт, что выводы, сделанные в Докладе международной комиссии и озвученные в последний день сентября, соответствуют реалиям, и аналогичны тому, как видим и понимаем произошедшее мы, - подчеркнул Николай Фролов. - В целях долгосрочного урегулирования конфликтной ситуации и ее стабилизации принципиально важный вопрос - осознание всеми сторонами кавказского конфликта сложившегося де-факто. Только на этой основе возможно продвижение вперед по пути международного признания и поддержки стремлений народов укреплять свою национальную независимость и суверенность".
"А что касается отношений братских грузинского и русского народов, сказал в заключение Николай Фролов, - их история исчисляется сотнями лет, и когда сегодняшнее антироссийское руководство Грузии окончательно докажет в глазах собственного народа полную несостоятельность и освободит место трезвомыслящим политикам, придет время вспомнить старую истину - соседи ближе родственников".