Мособлсуд вынес приговор в отношении детоубийц Владимира Гречушкина и Аэриме-Софии Баской. Они усыновили троих малышей, из которых в живых остался только один. Экспертиза признала супругов полностью вменяемыми.
"Назначить Гречушкину наказание в виде пожизненного лишения свободы с отбыванием в колонии особого режима", - огласила приговор судья. Она добавила, что "лишение свободы на определенный срок за данное преступление суд признает чрезвычайно мягким". В приговоре также отмечается, что пожизненное наказание "является фактором восстановления социальной справедливости" и призвано не допустить повторения преступления. Согласно приговору, жене Гречушкина предстоит провести 16 лет в колонии общего режима, а также выплатить штраф в размере 3 тысяч рублей. Ранее присяжные большинством голосов признали супругов виновными и не заслуживающими снисхождения.
Гособвинение довольно вынесенным приговором, а подсудимые и их защита намерены его оспорить. Согласно закону, приговор может быть обжалован в течение десяти дней в вышестоящей инстанции, в данном случае в Верховном суде РФ.
"Приговор излишне суров, мы будем обжаловать его в порядке, предусмотренном законом", - заявил адвокат Леонид Мельник, который представляет Аэриме-Софию Баскую. Защитник Владимира Гречушкина сказал, что вопрос обжалования пока не решен его клиентом. "Зависит от желания подсудимого", - сказал адвокат Вахтанг Германозашвили.
Состав преступленияВ январе 2009 года под мостом через реку Пехорка в Люберецком районе Московской области было обнаружено тело трехлетнего мальчика с привязанным к нему автомобильным аккумулятором. Судебно-медицинская экспертиза установила, что мальчик длительное время подвергался истязаниям, а в воду мог быть брошен живым. 26 января по этому факту было возбуждено уголовное дело.
Расследование длилось восемь месяцев. За это время были допрошены более 100 человек, проведено 25 различных экспертиз, сообщил РИА Новости официальный представитель Следственного комитета при прокуратуре РФ Владимир Маркин.
Оперативники долгое время не могли установить личность ребенка, его фотографию даже пришлось опубликовать в СМИ. Тогда в милицию обратился сотрудник фитнес-центра. Он рассказал, что видел мальчика - его приводили с собой супруги из Молдавии, которые являются постоянными клиентами центра. Погибший мальчик оказался приемным сыном Гречушкина и Баской, Александром-Алларом.
В январе 2009 года Следственным управлением СКП РФ по Московской области супругам было предъявлено обвинение по п. "в" ч. 2 ст. 105 УК РФ (убийство).
После задержания подозреваемых в доме супругов оперативники обнаружили малолетнюю девочку, которая находилась в тяжелой стадии истощения. "Голодный ребенок просто вырывал еду из рук оперативных сотрудников", - отметил источник в правоохранительных органах.
В марте было возбуждено еще одно уголовное дело по признакам преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 117 УК РФ (истязание) и ст. 156 УК РФ (неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего).
Психиатрическая экспертиза Владимира Гречушкина, сделанная сразу после задержания, показала, что он полностью здоров и вменяем. На следственных экспериментах подозреваемый во всем сознался и показал, каким образом он убил трехлетнего приемного сына.
Однако по истечении времени Гречушкин испугался приема на "зоне" и начал на допросах плакать и смеяться, а также жаловаться на боли в голове, изображая капризного мальчика и прислушиваясь к мнимым голосам. Повторная психиатрическая экспертиза показала, что обвиняемый симулировал.
В ходе следствия было также установлено, что в декабре 2008 года обвиняемые усыновили в Приднестровье 3-летнего Данилу Бойко, 2-летнюю Анастасию Лукьянову и ее годовалого брата - Анатолия Лукьянова, присвоив им новые фамилии, имена и отчества: Гречушкин Александр-Аллар Владимирович, Гречушкина Эрика-Аннета Владимировна и Гречушкин Всеволод-Герберт Владимирович. Все документы на детей Гречушкин сумел оформить очень быстро, не проходя должной проверки. После этого супруги вместе с детьми прибыли в Россию, где без регистрации стали проживать в частном доме в деревне Марусино Люберецкого района Московской области.
Родительские обязанности по отношению к приемным детям супруги Гречушкины понимали по-своему. Они периодически избивали и истязали их, не обеспечивали питанием и одеждой, в результате чего
дети были истощены и часто болели.
В конце декабря 2008 года супруги вместе с Эрикой-Аннетой и Всеволодом-Гербертом вылетели на отдых в Таиланд. Во время полета Гречушкин и Баская вдруг начали кричать, что мальчик не дышит. Врача на борту воздушного судна не оказалось, самолет вынужден был вернуться в Москву. Ребенка вернуть к жизни не удалось, тело малыша кремировали. У Гречушкина осталось свидетельство о смерти, в котором было указано, что ребенок скончался от "аспирации пищевыми массами" - то есть подавился.
Видимо, эта смерть спутала все планы Гречушкина. Вскоре он решил избавиться от второго усыновленного мальчика - трехлетнего Александра-Аллара. Возможно, ему не удалось найти покупателей на малыша, а лишний рот супругам был не нужен. Жизнь несчастного превратилась в ад - его постоянно избивали. 24 января 2009 года Гречушкин при участии беременной Баской раздел мальчика, привязал к его животу аккумуляторную батарею и отвез к автомобильному мосту через реку Пехорка, где еще живого сбросил в воду. Экспертиза показала, что малыш скончался от попадания воды в легкие.
После этого, супруги, пытаясь избежать ответственности, уехали в Пермь, однако 5 февраля 2009 г. они были задержаны в поезде "Пермь-Москва" при возвращении домой.
В итоге единственным выжившим ребенком опекунов-убийц оказалась 2-летняя Эрика. "У девочки серьезно нарушена психика, - констатировали медики. - Малышка настолько запугана, что не может вымолвить слова. Забьется в угол кровати и тихо плачет". После больницы ее забрала к себе родная бабушка из Приднестровья. Вопрос об отмене усыновления Эрики-Аннеты - в настоящее время решается в суде Молдавии.
"Великий руководитель" имел "крышу" в МВДВо время следствия сотрудникам правоохранительных органов удалось выяснить подробности биографии Владимира Гречушкина. Он родился и долгое время жил в Приднестровье, закончил там университет, однако отношения с близкими у
мужчины не ладились. Во время скандалов Владимир не раз избивал отца. В 1999 году над молодым человеком нависла угроза уголовной ответственности, и он решил перебраться в Москву. В столице Гречушкин менял места работы, пока не устроился в один из банков специалистом по взысканию долгов. Но роль рядового сотрудника, его не устроила.
Он закончил курсы для "выдающихся и преуспевающих людей", после чего решил поменять жизнь. Гречушкин расстался с девушкой, с которой прожил 2 года, уволился из банка, прихватив клиентскую базу, и начал выбивать долги самостоятельно. Одной из таких должниц оказалась мать 19-летней Ирины Емельяновой. Гречушкин начал встречаться с девушкой, а потом явно задумал какой-то амбициозный проект. Возможно, бизнес по торговле детьми или получение дополнительной жилплощади.
Журналистам в процессе собственного расследования удалось взять интервью у 25-летней бывшей подруги Гречушкина, Марии Б. По словам женщины, "Володя ничего просто так не делал", а потому внезапное стремление ее экс-ухажера обзавестись большой семьей вызывает лишь удивление, пишет газета "Комсомольская правда".
Мария добавляет, что с Гречушкиным она рассталась в августе 2008 года, а уже в ноябре он женился на Ирине, заставив ее изменить имя и фамилию на Аэриме-Софию Баскую (обладая паспортами на сложные имена и фамилии, легче запутать органы опеки и погранконтроля). Она тогда была на седьмом месяце беременности.
Окружающие панически боялись Владимира Гречушкина. Возможно, его жена Аэриме-София тоже стала жертвой психологического террора. Во всяком случае, так считает человек, который был единственным свидетелем их свадьбы, - фотограф Константин.
"Не было ни друзей, ни родственников, ни свидетелей, - говорит мужчина. - Баская произвела на меня впечатление какого-то забитого, но доброго существа. Вряд ли она могла кого-то пытать или убить".
Сразу после свадьбы Владимир съездил в Молдавию и усыновил троих детей.
К моменту убийства Александра-Аллара в январе 2009 года Аэриме-София Баская вновь была беременна (
дочь Арианну она родила, уже находясь под стражей).
"Видимо, с их (детей) помощью Володя пытался осуществить свою давнюю мечту - получить квартиру в Москве, - добавляет Мария. - Когда мы расставались, он как раз пытался завести знакомства с чиновниками администрации поселка Некрасовка (территория города Москвы) и руководством местной милиции".
При том, что детей постоянно морили голодом и держали в черном теле, сам Гречушкин жил на широкую ногу. Во время обыска в нескольких сейфах у него нашли наличности на 3 миллиона рублей. А в справке о
доходах, которую изверг предоставил органам опеки Приднестровья, стояла сумма: миллион рублей в месяц.
Кроме того, за Гречушкиным числился дом, две иномарки, два гаража, шиномонтажная мастерская, две комнаты в общежитии.
Кроме денег у подозреваемого нашли и более интересные улики: например, милицейскую форму и множество различных удостоверений на его имя и имя 20-летней Аэриме Баской.
"Одного этого хватило бы, чтобы посадить его достаточно надолго, - поясняют следователи. - Больше всего поразили одни "корочки" - удостоверение на имя помощника руководителя спецподразделения "Вымпел". Аэриме числилась помощником руководителя этого спецподразделения.
Этот легендарный спецназ КГБ, а затем и ФСБ создал еще Юрий Андропов в августе 1981 года. Его сотрудники обладают практически неограниченными полномочиями. И действительно, на обратной стороне красных корочек с фотографией 20-летней Аэриме значилось: "При исполнении сотрудником... служебных обязанностей не допускается его привод, задержание, личный досмотр и досмотр его вещей, а также досмотр личного и используемого им транспорта..."
Лишь раздельно написанное слово "также" выдавало безграмотную подделку. Однако в реальной жизни такой "документ" прекрасно работал.
По одной из версий, опекуны-убийцы имели надежную "крышу" в МВД РФ. Во время обыска их двухэтажного дома в селе Марусино, следователи нашли записную книжку, в которой обвиняемый приводит длинный список влиятельных чиновников, помогающих ему за крупное вознаграждение.
"Когда ее (записную книжку Гречушкина) внимательно изучили, то у многих волосы дыбом встали, - рассказали следователи. - Списки стандартные: столбцы фамилий, а напротив них суммы. Но вот сами фамилии!"
Для обозначения масштабов зреющего коррупционного скандала достаточно сказать, что самая большая сумма - 400 тысяч рублей - стояла напротив фамилии очень высокого чиновника МВД.
Представитель СКП РФ, Владимир Маркин, эту информацию не подтвердил, но отметил, что вина правоохранительных органов в случившемся действительно присутствует.
"Участковые уполномоченные должны знать, кто проживает на обслуживаемой ими территории, и регулярно обходить ее. Однако неисполнение возложенных на них обязанностей привело к тому, что на протяжении двух месяцев никто не знал о проживании трех малолетних детей в одном из домов садового товарищества "Масурино" Люберецкого района Московской области", - сказал Маркин.
По его словам, в
связи с этим следствие внесло представление на имя начальника УВД по Люберецкому району Подмосковья о принятии мер по устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступления и применению мер дисциплинарного характера к виновным сотрудникам милиции.