Управляющий делами президента России Владимир Кожин обнародовал поручение главы государства "детально изучить вопрос" о пересадке "в среднесрочной перспективе" первых лиц с "Мерседесов" на "новые старые, но современные ЗИЛы".
Некоторые посчитали тираду Кожина ответом на обвинения в адрес ФСО. Речь об откатах, в которых призналась компания Daimler AG при закупках российскими органами власти автомобилей Mercedes. Тут-то, видимо, и вспомнили, что представительские ЗИЛы - настоящая легенда отечественного автопрома.
В личных автопарках первого вице-премьера Игоря Шувалова и полпреда президента в Южном округе Владимира Устинова уже есть советские лимузины ЗИЛ - это следует из деклараций о доходах чиновников за 2009 год. Российскому руководству вообще свойственна любовь к советскому ретро: у Дмитрия Медведева "Победа", у Владимира Путина старая "Волга". Но теперь машины Шувалова и Устинова могут из автомузеев вернуться на госслужбу.
О разработке нового поколения ВИП-авто на Заводе имени Лихачева было заявлено еще 6 лет назад, когда Путин поручил возродить заглохшее производство легковых ЗИЛов. Тогда на предприятии сообщили, что у преемника легендарного ЗИЛ-114 большинство агрегатов окажутся импортными, "но в целом автомобиль будет нашим". Однако делу так и не дали ход.
Теперь президент Медведев отдал новое поручение. Будет создана рабочая группа, которая изучит экономическую целесообразность создания машины такого уровня. Глава Управления делами президента Владимир Кожин подчеркнул, что речь идет о новых усовершенствованных автомобилях, хотя и на основе старых разработок.
"Автомобиль для первых лиц - это своего рода планка. Это венец отечественного автопрома. Вопрос в том, надо ли ставить эту планку", - объяснил пресс-секретарь Управления делами президента Виктор Хреков. Проще говоря, все дело в престиже - президенту великой державы надо ездить на отечественном лимузине.
Всем известно, что главы остальных государств предпочитают передвигаться на автомобилях собственного производства. Так президент США ездит на Cadillac, премьер-министр Японии передвигается на Lexus, Италии - на автомобиле марки Maserati, королева Великобритании предпочитает Bentley, а французский президент на выбор - Renault, Citroen и Peugeot. В России же традиционно доверяют иномаркам.
Надо признать, век отечественных лимузинов был крайне короток. В царском гараже их не было. Да и в советское время, например, Сталин предпочитал передвигаться на "Паккарде". Впрочем, вождя терзали те же сомнения. Как вспоминал нарком тяжелого машиностроения Вячеслав Малышев, Сталин как-то посетовал: "Мы, члены Политбюро, подаем плохой пример тем, что ездим на заграничных машинах".
Сейчас "членовозы", на которых возили генсеков и членов Политбюро, в основном стоят в гаражах коллекционеров и в музеях раритетных машин. В гараже управления делами президента семь машин 80-х годов, но они сдаются в аренду и редко возят важных персон. Лишь совсем недавно, к параду в честь 65-летия Победы, ЗИЛ после долгого перерыва изготовил три открытых лимузина. Но такие машины используются крайне редко, а на президентский автомобиль нагрузка несравнимо выше.
В советское время ЗИЛ (выпуск подобных автомобилей, тогда еще марки ЗИС, начали в 1945 году) был машиной, которая обеспечивала первым лицам государства и престиж, и скорость передвижения, и безопасность.
В отличие от других бронированных машин, которые просто усиливали броней, автомобиль изначально строился вокруг так называемой бронекапсулы. Он выдерживал взрыв гранаты, стрельбу из автомата Калашникова и снайперской винтовки. Каждая дверь "броневика" весила около 200 кг. В машине также была защита от химической атаки, самогерметизирующийся топливный бак и система автоматического пожаротушения.
Специальные шины были упрочнены настолько, что даже если их пробьют или прострелят, машина главы государства могла передвигаться со скоростью 150 километров в час.
Все лимузины делались индивидуально, и когда-то их выпускали по 20 в год. По утверждению руководителей завода, даже в президентском автомобиле Барака Обамы есть часть советских разработок.
Много лет руководители страны приезжали на работу на лимузинах марки ЗИЛ. У Хрущева, у Брежнева, у Горбачева были такие автомобили. Немного угловатый, величественный и строгий - долгие годы ЗИЛ был символом власти. Однако производство этих супербезопасных машин потепенно сошло на нет. В 1990-х годах традицию прервал Ельцин, который пересел на "Мерседес". Последний лимузин представительского класса был сделан для президента Казахстана Нурсултана Назарбаева в начале 2000-х.
Несмотря на 10 лет простоя, пресс-секретарь премьера Дмитрий Песков заявил журналистам: "Если глава государства примет решение реанимировать такой лимузин, то будет оказана всесторонняя поддержка, в том числе финансовая".
Можно только догадываться, в какую сумму обойдется патриотическая идея. Аналитик ВТБ Елена Сахнова уверена, что если разрабатывать новую модель с нуля, то за весь процесс - от первых рисунков до выезда из гаража - придется заплатить 30 млрд рублей. С прошлой попытки реанимации - в 2003 году - остались наброски чертежей нового лимузина ЗИЛ-4112, но основная часть работы все равно впереди.
Автомобили для президентов так дороги во многом из-за высоких требований к безопасности. Представители ЗИЛа уверяют, что в этом их машина превосходит конкурентов. В кремлевском гараже еще 30 лет назад пообещали ящик коньяка тому, кто сможет перевернуть ЗИЛ на ходу, и пока никому это не удалось, рассказывает директор по маркетингу автозавода Виктор Новоченко.
Но у Mercedes-600 Pullman, на которых в основном передвигаются Путин и Медведев, много других достоинств. Во всяком случае стандартам Федеральной службы охраны они соответствуют.
Mercedes и BMW тратят на разработку и совершенствование своих моделей огромные деньги, говорит гендиректор портала Auto-Dealer.ru Олег Дацкив. В отличие от ЗИЛа, который работал только на госзаказ, для иностранных компаний это хороший бизнес, ведь они обеспечивают бронемашинами не только первых лиц государства, но и крупных бизнесменов, в том числе в России.
Сложно представить, что российские миллиардеры доверят свою безопасность отечественному производителю. Так что если решение о возрождении новых ЗИЛов примут, будет изготовлена, как и советские времена, очень небольшая партия - скорее всего, несколько штук для президента и премьера. Возможно, это обойдется дешевле 30 млрд рублей, но обеспечить нужное качество будет сложно.
Чиновник правительства уже сейчас сомневается, что Путин согласится регулярно ездить на российском лимузине с советской родословной: "Монголия же не может построить самолет. А мы не можем построить машину для первых лиц, конкурентоспособную по скоростным параметрам и параметрам безопасности. Это факт, и с этим надо смириться".
К тому же трудно представить менее подходящее место для технического прорыва, чем ЗИЛ. В разгар кризиса правительство включило его по старой памяти в список системообразующих предприятий вместе с АвтоВАЗом и ГАЗом, но финансовой поддержки не оказывало. Завод еще в докризисные времена превратился в призрак, спасать там особенно нечего.
Последние годы ЗИЛ производил грузовики, мусоровозы и снегоуборочную технику для Москвы, пожарные машины для МЧС. В прошлом году продажи пошли совсем худо: с конвейера сошло 2239 автомобилей - вдвое меньше, чем в 2008 году. На самом деле завод мог с чистой совестью не строить и эти машины.
Автопром для ЗИЛа уже не профильный бизнес. За три квартала 2009 года компания выручила 1,8 млрд рублей, из которых 1,4 млрд рублей - доходы от аренды огромных площадей, которые по-прежнему находятся в его распоряжении. ЗИЛ освоил и новые виды деятельности: например, делает колокола для церквей, чугунные скамейки, сливные решетки и даже памятники. Автопроизводство приносит ему только убытки.
Поэтому не факт, что большой куш в виде госзаказа сорвет именно ЗИЛ. Речь идет о марке, а не о заводе, уточняют в управлении делами президента, ведутся переговоры с разными компаниями. Но выбор невелик. Есть ГАЗ, который в советские времена тоже выпускал правительственный автомобиль, хотя и классом пониже - "Чайку". Но успешно вывести на рынок новый легковой автомобиль у него давно не получалось. Например, модель "Волга Сайбер" на основе американской машины Chrysler Sebring не смогла стать популярной. В самой компании отказались говорить на тему новых президентских лимузинов.
Понятно одно - как и все новые проекты в российском автопроме, лимузин будет российским лишь частично. "Броню отечественную мы найдем, а где взять двигатель?" - задает вопрос Новоченко с ЗИЛа. Ставить импортный - значит остаться в зависимости от иностранного партнера. В российскую армию сейчас поступает армейский джип "Тигр", который называют отечественным "Хаммером". Он тоже принял участие в параде 9 мая, но пару лет назад был на грани снятия с производства. ГАЗ, производитель джипа, закупал моторы у американской компании Cummins. В один прекрасный день партнеры чуть не разорвали контракт, когда выяснилось, что американская компания не может поставлять оборудование странам, не входящим в НАТО.
Электронику для "венца отечественного автопрома" тоже наверняка придется покупать за рубежом. Внешняя форма может быть какой угодно, а начинка все равно будет иностранная - с того же "Мерседеса", уверен аналитик Дацкив. Будут потрачены огромные деньги, но вряд ли стоит ждать технологического прорыва в автомобилестроении.
На фоне этих немаловажных нюансов новость о закупке Россией самолетов иностранного производства класса "Фалькон" выглядит еще более удручающей. Видимо, "Мерседесы", нашим властям еще послужат. |