К британскому премьер-министру в отставке, поселившемуся в Штатах, приезжает анонимный журналист, чтобы поработать над биографией экс-политика.
Разумеется, попутно "литературный негр" (именно так точнее было бы перевести и оригинальное название картины - The Ghost Writer) отыскивает пару-другую скелетов в шкафу бывшего лидера Британии - между двумя персонажами возникает противостояние.
Одноименный роман британца Роберта Харриса экранизирован Поланским с несомненным блеском - так, будто режиссеру исполнится на днях не 77 лет, а, скажем, 40. Впрочем, оценить это в полной мере может помешать память о скандале, случившемся во время работы над фильмом. Как известно, в прошлом году режиссер был арестован в Цюрихе, куда прибыл на кинофестиваль, по запросу США - там его обвиняют в совращении малолетней.
"Призрак" был закончен соратниками Поланского - в полном соответствии с его указаниями, поступавшими из швейцарской тюрьмы. Премьера фильма состоялась на Берлинале-2010, где Поланскому присудили "Серебряного медведя" за лучшую режиссуру. Совсем недавно швейцарцы отказались выдавать его Штатам и освободили из-под домашнего ареста. Сразу вслед за этим "Призрак" оказался в российском прокате.
Можно не сомневаться, что история с арестом станет для картины лучшей рекламой и поможет собрать немалую кассу. Но именно она неизбежно и навредит восприятию фильма. Кто-то, вероятно, будет разочарован недостаточной оппозиционностью "Призрака" (которого Полански вообще-то снимал как жанровое коммерческое кино, без особо экстремальных амбиций). Другие, наоборот, увидят в этой работе лишь разоблачение лицемерной Америки. И скорее всего лишь немногие заметят, что фильм кое-чего стоит и вне зависимости от политического контекста и "информационного повода".
Безупречно выдержанный ритм не позволяет оторваться от экрана, операторская работа Павла Эделмана и музыка Александра Депла остроумно стилизованы под старые "нуары", основательно подзабытая мэтром ирония вызывает в памяти его прежние работы - "Жильца", "Неистового" и "Девятые врата". В "Призраке" исключительный кастинг: экс-премьера играет Пирс Броснан - позвать на роль отставного главы Великобритании, возможно, работавшего на американские спецслужбы, бывшего исполнителя роли агента 007 - уже отличная шутка.
В образе журналиста - Эван Макгрегор - и это, кажется, лучшая роль в его карьере. Рожденный для амплуа антигероя, он редко встречал режиссеров, которые бы понимали его актерскую природу так точно и тонко. Хороши и эпизоды: чего стоит одно появление Джеймса Белуши - или сцена с Элаем Уоллаком (он играет старика, знающего, что случилось с прежним "литературным негром", работавшим с политиком).
Однако удовольствие от превосходно исполненного триллера с достаточно неожиданной развязкой - лишь один из элементов, делающих этот фильм значительным, а присужденный в Берлине приз - чем-то большим, чем обычный знак профессиональной солидарности.
"Призрак" - умное и печальное размышление о взаимоотношениях художника с миром. Пока он работает на заказ, пока ловит чужие наживки, транслируя искусную ложь городу и миру, его жизни ничего не угрожает. Но стоит взять текст в свои руки, вступить в него на правах одного из героев, стать из хроникера следователем, а из Ватсона - Холмсом, как рухнешь под невыносимым грузом тех секретов, которые до сих пор помогал держать скрытыми. Исчезнешь, растворишься, превратишься в призрака.
Впрочем, в фильме Поланского кое-что остается даже от писателя-призрака - а именно его текст, к которому умный читатель (и зритель) сможет найти собственный шифр. |