На дне Черного моря в районе Варны дайверы клуба "Блэк си дайв Одесос" обнаружили советскую подводную лодку С-34. Субмарина длиной около 70 метров была найдена на глубине 35 метров, ее корпус разломан на две части, вероятнее всего, в результате взрыва мины или удара авиабомбы.
Команда водолазов расчистила от донных наслоений перископ, верхнюю часть рубки и орудие, сделала серию фотоснимков и проинформировала о находке представителей болгарских военно-морских сил, сообщил представитель клуба.
Историк Атанас Панайотов, уже многие годы изучающий операции советских подводных лодок у берегов Болгарии, подтвердил, что на основании представленных фотодокументов, доставленных с черноморского дна, и архивных данных, можно с большой вероятностью предположить, что обнаружена именно С-34, экипаж которой насчитывал 48 человек.
Первоначально историки усомнились в том, что найдена именно С-34. В месте, о котором сообщили дайверы, нет глубин, подходящих для этой субмарины. Кроме того, в соответствии с приказом зона патрулирования лодки находилась в квадрате 22 в районе города Созополя, и поэтому С-34 никак не могла появиться в Варненском заливе.
Однако чуть позднее дайверы признали, что умышленно исказили координаты находки, уточнив, что лодка обнаружена на расстоянии 10 км от внешней границы залива.
"Наши расчеты показывают, что тела двух подводников с С-34 - старшего помощника командира Виолета Душина и боцмана Флора Терехова, которые были обнаружены в ноябре 1941 года на берегу моря в районе мыса Эмине, вполне могли быть отнесены туда черноморскими течениями", - рассказал Панайотов.
"Сомнения остаются и будут окончательно рассеяны только после тщательного исследования подводной лодки, однако сейчас вероятность того, что обнаружена советская подводная лодка С-34, превышают 50%", - подчеркнул Панайотов.
Справка
Подводные лодки типа С, "Средняя" - общее наименование для советских подводных лодок серий IX, IX-бис и XVI, построенных в 1936-1948 годах. Всего в строй вступила 41 субмарина. 30 подводных лодок типа "С" за годы Великой Отечественной войны потопили 19 вражеских судов общим водоизмещением. Было потеряно 16 субмарин этого типа, в том числе все три лодки серии IX.
По некоторым историческим данным, подлодка "С-34" IX-бис серия была заложена 29 ноября 1937 года, на заводе имени Марти в городе Николаеве.
30 сентября 1939 года субмарина была спущена на воду. Вступила в строй 29 марта 1941 года и 21 апреля 1941 года вошла в состав Черноморского флота.
В свой последний поход лодка под командованием капитана 3-го ранга Хмельницкого Якова Моисеевича вышла 8 ноября 1941 года. На базу она так и не вернулась.
14 ноября 1941 года в 33 км южнее Бургаса, возле города Созополя (Болгария) море выбросило на берег тела двух советских моряков из экипажа С-34 (Душина Виалета Лаврентьевича- старший лейтенант, помощник командира подводной лодки и Терехова Фрола Дмитриевича- главный старшина, боцман) в резиновых костюмах с аппаратами для спасения экипажа с подводных лодок. Сегодня на этом месте воздигнут памятник советским морякам-подводникам.
Если придерживаться официальной версии и сопоставить морские течения с севера в этот период года с местом обнаружения тел подводников, можно предполагать что ПЛ наткнулась на мину 11-13 ноября 1941 года , где то в районе Бургаского залива, севернее Созополя.
По одетым на телах подводников приборам ИСА-М , можно предположить, что люди погибли при всплытии. Возможно в результате баротравмы легких (самая распространенная причина гибели при аварийном всплытии), при выходе из лодки на предельной глубине.
Летом 2003 года во время экспедиции проводимой клубом "Нептун-Про" из города Тольятти, и болгарскими аквалангистами из клуба "Мопанг" (г. Созополь) была предпринята попытка обнаружить останки ПЛ в акватории Бургаского залива. С помощью сонара обнаружены, и обследованы несколько подводных препятствий. Одно из препятствий, представляющее собой возвышение над грунтом около 5-6 метров, из-за нехватки времени обследовано не было.
Аквалангисты из клуба "Реликт" (г. Варна) рассказали, что в 70-х годах при поиске ПЛ С-34, это препятствие все же было обследовано. По их описанию данный объект являлся фрагментом какой-то металлической конструкции, не относящейся к подводной лодке.
По материалам издания "Эксперт-центр" http://www.expert.org.ua |