Усиление иранского потенциала вряд ли предназначено для начала крупной войны с США или со странами юга Персидского залива с целью прочного закрытия входа в него. Однако это дает Ирану возможность осуществлять целый комплекс менее масштабных нападений, резко усиливая опасности для судоходства в Персидском заливе. Это может привести к снижению танкерного потока и к сокращению судоходства, либо к резкому увеличению стоимости страховки такого судоходства из-за нагрузок иного рода на остальные страны залива и на мировые нефтяные цены.
В январе Центр стратегических и международных исследований опубликовал свой анализ, в котором отмечается, что в распоряжении Корпуса стражей исламской революции имеются следующие силы и средства:
- 20000 военнослужащих морской гвардии из состава сил КСИР, включая 5000 морских пехотинцев;
- вооружение: ракеты HY-3 CSS-C-3 Seersucker (6-12 пусковых установок, 100 ракет, дальность 95-100 км); 10 ракетных сторожевых катеров Houdong с ракетами С-802 (120 км) и более 40 быстроходных катеров Boghammar c ПТУРСами, безоткатными орудиями и пулеметами;
- ВВС КСИР имеют беспилотные летательные аппараты, в том числе, боевые; в их ведении находятся стратегические ракетные силы Ирана;
- противокорабельные ракеты большой дальности наземного базирования; размещены на материковой части и на островах (Seersucker HY-2, CSS-C-3); корабли (CSS-N-4 и прочие);
- места базирования: Бендер-Аббас, Хоррамшар, Ларак, Абу-Муса, Аль-Фарсия, Халул, Сирри.
- Задачи: нападения на танкеры, торговые суда и береговые объекты силами морской гвардии;
В составе ВМС и ВВС Ирана имеются следующие основные силы и средства:
- силы и средства для ведения минной войны с использованием небольших катеров и торговых судов;
- плавающие мины, мины с наведением и без наведения, разливы нефти;
- 3 подводные лодки класса Kilo (проект 877) и неизвестное количество малых подводных лодок (Qadr-SS-3), самонаводящиеся торпеды, противокорабельные ракеты и "умные" мины;
- 5 минных заградителей, десантные корабли, малые катера, торговые суда.
- Задачи: проведение налетов с применением восьми патрульных самолетов P-3MP/P-3F Orion и боевых самолетов с противокорабельными ракетами (C-801K, (8-42 км), CSS-N-4 и прочими).
Но согласно данным доклада CSBA, американские силы до сих пор действуют там на основе стратегии, разработанной администрацией Джимми Картера (1977-1981 гг.), когда наибольшую озабоченность вызывала угроза советского нападения.
Впоследствии американских политических руководителей беспокоило то падение шаха Ирана, то приход к власти Хомейни, то стремление Ирака к гегемонии в эпоху Саддама Хусейна. Но о подготовке к сражениям с Ираном за доступ к Персидскому заливу они задумались относительно недавно, и поэтому американские войска к таким действиям подготовлены недостаточно.
А учитывая то, насколько сильно Соединенные Штаты зависят от различных баз и объектов в таких государствах как Бахрейн, Катар и Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ), американским военным следует расширять круг и укреплять имеющиеся базы в Персидском заливе, дабы затруднить Ирану выполнение задачи по нацеливанию своих баллистических ракет, создав обширную сеть удаленных пунктов совместного использования. Они должны будут обеспечить действия США по проецированию силы на начальном этапе, находясь вне зоны досягаемости иранских сил воспрещения доступа.
Значительная часть американских сил в регионе базируется в районах, находящихся в непосредственной близости от Ирана. Наряду с портовыми сооружениями в Манаме американские военные корабли часто заходят в порт Джебель-Али возле Дубаи и в ОАЭ.
ВВС Центрального командования действуют с целого ряда аэродромов этого региона, включая ВВБ Эль-Удейд в Катаре и базу Эль-Дафра в ОАЭ. На базе Эль-Удейд находится центр управления совместными действиями авиации Центрального командования, являющийся важнейшим пунктом управления военно-воздушными и космическими операциями во всем Центральном командовании. Эти и другие передовые пункты базирования ВС США находятся в зоне досягаемости целого ряда ударных систем вооружений, включая баллистические ракеты малой и средней дальности, которые можно запускать из прибрежных районов Ирана.
Финансируемые Ираном организации также могут оказать существенное воздействие на американские силы и передовые пункты базирования. Используя воздушные системы наблюдения, имеющиеся в свободной продаже, их боевые группы могут определять координаты портовых сооружений в Персидском заливе, аэродромов и топливных складов, чтобы затем осуществлять по ним удары с применением управляемых снарядов и ракет.
Подобные партизанские группы могут использовать современные переносные зенитно-ракетные комплексы, такие как SA-24 российского производства, чтобы сбивать американские самолеты, летящие якобы в "дружественном" воздушном пространстве. Они могут также применять противокорабельные крылатые ракеты, противокорабельные мины и самодельные взрывные устройства для нанесения ударов по судам и кораблям в Суэцком канале, в Ормузском проливе, и по портам выгрузки в Персидском заливе.
У Ирана есть и другое преимущество, состоящее в том, что он может использовать свои внутренние рокадные и иные пути для частого перемещения мобильных комплексов баллистических ракет, затрудняя США нанесение контрударов, а также имеет рассредоточенную сеть для пополнения запасов боевых, материально-технических и иных средств, неуязвимую для нападения.
У иранских баллистических ракет есть свои недостатки, такие как ограниченная точность пуска некоторых из них и нехватка пусковых установок. Вместе с тем, в докладе отмечается, что они обладают такой ударной способностью, противодействовать которой американским войскам будет трудно и дорого. Вполне возможно, что в предстоящие двадцать лет Иран добьется существенных успехов в преодолении этих недостатков.
Как говорит Кронин, "у Ирана здесь есть свои рычаги воздействия, и его средства ограничения и воспрещения доступа и маневра доказали свою эффективность. У нас будут трудные времена".
В докладе отмечается, что более 70% бюджета ВВС США на новые самолеты - в том числе, на новый бомбардировщик - в предстоящее десятилетие будет выделяться в рамках всего двух программ. Это программы создания F-35A и нового самолета-заправщика. Это приведет к появлению боевой авиации, обладающей повышенной живучестью в воздухе в трудных и опасных районах. Но им все равно будут нужны передовые базы или авианосцы, а также дозаправка в воздухе.
Проблема для американских военных заключается в том, что конфликт в зоне Персидского залива будет проходить в крайне трудных и опасных условиях. Театр боевых действий там будет заполнен управляемыми баллистическими и крылатыми ракетами, боевыми кораблями и катерами, партизанскими отрядами с минометами и ракетами. Там также будет высокая степень угрозы применения химического, биологического, радиологического и ядерного оружия.
То, что другие страны также разворачивают в заливе средства ограничения и воспрещения доступа, не новость для Пентагона. В январе он опубликовал доклад на эту тему, в котором отмечаются многие из тех сил и средств воспрещения доступа, о которых говорится в документе CSBA.
А в докладе CSBA подчеркивается, что для обеспечения долговременного успеха в Персидском заливе в противостоянии с Ираном, пытающимся закрыть входы и выходы из него, американским военным понадобится нечто большее, чем просто оружие. Им также понадобится новая оперативная концепция, "в которой делается меньший упор на силы и средства, предназначенные для действий в легких условиях, а приоритет отдается системам, необходимым для проведения операций во все более трудных и опасных условиях". Сейчас такой концепции у ВС США нет.
Для выполнения этой задачи со все более ограниченными бюджетными средствами нужны будут разработчики военных планов, способные принимать непростые решения. "Соединенные Штаты не смогут противостоять вызовам своим жизненно важным интересам в зоне Персидского залива со стороны Ирана, просто расходуя все больше и больше денег и создавая все новые и более современные силы и средства", - говорится в докладе.
Интересен один момент. В свете последнего доклада по стратегии национальной безопасности США, в котором особое внимание уделяется Азии как стратегическому театру войны, вызывающему наибольшую обеспокоенность, в документе CSBA отмечается, что силы и средства, необходимые для реализации такой концепции в западной части Тихого океана, и для реализации замысла, изложенного в докладе "Снаружи вовнутрь" в применении к Персидскому заливу, во многом совпадают.
В обоих документах отмечается необходимость разработки новых систем большой дальности, таких как бомбардировщики для прорыва ПВО противника, беспилотные летательные аппараты, базирующиеся на авианосцах, новые подводные боеприпасы дистанционного подрыва для ВМС США, более современные средства ПВО и ПРО. Кроме того, нужны инициативы по развертыванию сил и средств на передовых рубежах, которые затруднят оперативное планирование войскам противника.
Рекомендации, изложенные в докладе:
Беспилотный летательный аппарат палубного базирования для ведения воздушного наблюдения и нанесения ударов (UCLASS), который увеличит дальность действия и живучесть американской авианосной авиации. ВМС США должны встроить модули боевой нагрузки в будущие ударные подводные лодки класса Virginia, дабы частично компенсировать запланированное сокращение их боевых возможностей по проведению атак противокорабельных крылатых ракет с безопасного расстояния, а также разработать необитаемый подводный аппарат большого водоизмещения (Large Displacement Unmanned Undersea Vehicle), который обеспечит новые возможности по ведению наблюдения и разведки под водой. Нужен твердотельный лазер корабельного базирования для защиты от нападений многочисленных катеров и залповых пусков противокорабельных крылатых ракет. Также необходимо вооружить новый ударный бомбардировщик большой дальности противокорабельными ракетами и минами. Для обеспечения экспедиционных потребностей будущего ВМС должны получить новую плавающую боевую машину, оптимально приспособленную для выполнения боевых задач на суше, а также способную перевозить значительные силы десанта и грузы в рамках обеспечения совместных начальных операций на театре боевых действий.
Необходимо разработать авиационные ракеты, способные перехватывать баллистические ракеты противника на разгонном участке полета, а также вложить достаточные средства в многообещающие технологии направленной энергии, которые позволят усовершенствовать защиту от крылатых и баллистических ракет на конечных участках траектории, причем с совершенно незначительными затратами по сравнению с существующими в настоящее время кинетическими средствами перехвата. Министерство обороны должно также заниматься созданием современных мин и несмертоносного оружия, способного создавать физические препятствия для террористических атак против американских войск и передовых мест базирования.
Дэвид Айзенберг - научный сотрудник Института Катона (Cato Institute), ветеран ВМС США, автор книги "Shadow Force: Private Security Contractors in Iraq" (Теневая сила: частные охранные компании в Ираке). Изложенные в статье взгляды принадлежат автору. |