Хотя энергетическая стратегия Москвы стала довольно агрессивной, она помогла укрепить и стабилизировать Россию. Доходы от продажи энергоресурсов в России начали бурно расти благодаря подъему мировых цен на нефть и высоким ценам на природный газ, которые Кремль установил для Европы. У России появились дополнительные средства, которые она начала вкладывать в политическую, социальную, экономическую и военную сферы. Энергетическая политика также помогла Москве усилить свое влияние на постсоветском пространстве и вынудила Европу отступить и отказаться от противодействия возрождению России. Конечно, те финансовые кризисы, что охватили Европу и Россию в 2008 году, напомнили Москве, насколько сильно она нуждается в своих крупнейших покупателях энергоресурсов, когда цены на нефть падают, а спрос начинает снижаться.
Проблемы поддержания российской энергетики
Больше всего Россию беспокоит ее зависимость от колебаний цен на энергоресурсы. Поскольку российский бюджет наполовину пополняется за счет продажи энергоресурсов (на долю нефти в этом количестве приходится 80%, а на долю природного газа 20%), государство может серьезно пострадать в случае падения цен на энергоресурсы. Кремль уже понизил свои бюджетные прогнозы по нефтяным ценам со 119 до 93 долларов за баррель, хотя даже при такой цене правительство сильно рискует. Stratfor не занимается прогнозированием цен на нефть, однако исторические закономерности показывают, что крупные международные кризисы и изменения в мировом потреблении и добыче оказывают достаточно существенное влияние на нефтяные цены и на доходы Москвы, способствуя дестабилизации страны.
Доходы от экспорта природного газа в настоящее время тоже под вопросом. Европа, являющаяся крупнейшим для России потребителем ее топлива, начинает получать газ из других источников, из-за чего Кремль в последние месяцы вынужден снижать цены. В этом году Газпром может снизить цены европейским потребителям в общем объеме на 4,7 миллиарда долларов, что составляет примерно 10% от чистого дохода корпорации.
В своем нынешнем виде российский энергетический сектор испытывает большую нагрузку. Консолидация отрасли под контролем двух крупных государственных корпораций дала Кремлю немало преимуществ. Но после десяти лет такой консолидации в отрасли начали накапливаться недостатки. Российский газовый гигант "Газпром", не испытывая никакой конкуренции, отстает в области технологий и считается неблагоприятной компанией для вложения в нее иностранных инвестиций. Российский нефтяной гигант "Роснефть" недавно начал превращаться в крупного монополиста, подобно Газпрому, и поэтому может попасть в аналогичную ловушку. Поскольку для реализации будущих энергетических проектов России потребуются более передовые технологии (потому что осуществлять их предстоит в отдаленных местах и в суровых климатических условиях) и больше капитала, Газпром и Роснефть нуждаются в модернизации и иностранных инвестициях.
Важным фактором также является коррупция. По разным оценкам, Газпром из-за коррупции и неэффективности в работе теряет от 20 до 40 процентов своих доходов. У Роснефти - похожие проблемы. Такие потери были бы приемлемы, если бы доходы Москвы от продажи энергоресурсов оставались на прежнем высоком уровне. Но если цены в будущем снизятся, или если расходы на поддержание и расширение энергетического сектора возрастут, такие потери будут уже неприемлемы. Кремль проводит расследования в газпромовских структурах, но поскольку коррупция в России была сильно распространена на всем протяжении ее истории, он мало что сможет сделать для устранения правонарушений в своей газовой корпорации.
Более того, зависимость Европы от российских энергоресурсов сокращается. Та нехватка газа, с которой столкнулась вся Европа во время российско-украинских кризисов 2006 и 2009 годов, стала мрачным напоминанием об уязвимости европейских стран и о их зависимости от газового экспорта из России. Европейские страны, действуя в одностороннем порядке и через Евросоюз, начали разрабатывать стратегии, позволяющие им снижать как уязвимость Европы от споров между Москвой и странами-транзитерами, так и ее общую зависимость от поставок энергоресурсов из России.
Одним из направлений в рамках таких усилий стало ускоренное создание новых и современных предприятий и объектов, обеспечивающих импорт сжиженного природного газа. Благодаря этому некоторые страны, и прежде всего Литва и Польша, обретут возможность импортировать природный газ из стран-поставщиков по всему миру, уклоняясь от воздействия традиционного российского рычага влияния, каким является физическая связка. Это особенно важно в свете ускоренной разработки нетрадиционных источников газа в мире, в частности, сланцевых резервов в США. Другой попыткой в этом направлении является разработка проекта трубопровода, по которому нероссийский природный газ будет поступать на европейский рынок. Хотя эта попытка на сегодня менее успешна, она в перспективе снизит зависимость Европы от российского природного газа.
Кроме того, набор общеевропейских мер, включая третий энергетический пакет, дает в руки странам-членам ЕС политические и правовые инструменты, позволяющие ослабить господство Газпрома в соответствующих цепочках поставок природного газа. Этот общий механизм позволяет европейским странам более сплоченно противодействовать определенной коммерческой практике, которую они считают монополистической. Последним примером стало расследование Еврокомиссии по вопросу газпромовской стратегии ценообразования в Центральной Европе. Из-за таких мер, а также из-за финансируемых ЕС усилий по созданию соединительных газопроводов между странами Центральной Европы России становится труднее использовать механизмы газового ценообразования в качестве инструмента внешней политики. Это важное изменение последнего десятилетия. Раньше Москва в качестве награды за более тесные связи с Россией снижала странам цены на газ (например, Белоруссии), одновременно увеличивая их тем государствам, которые оказывали ей неповиновение (например, странам Балтии).
И наконец, России грозит еще одна простая, но довольно мрачная перспектива: усиление финансового и политического кризиса в Европе приведет к снижению потребления энергоресурсов на континенте или, по крайней мере, помешает росту потребления в следующем десятилетии.
Следующий шаг России
Администрация Путина прекрасно понимает те вызовы, которые брошены российскому энергетическому сектору. Попытки России в прошлом десятилетии снизить зависимость от экспорта энергоресурсов за счет ускоренного промышленного развития не увенчались особыми успехами, и страна по-прежнему связывает свою судьбу с энергоресурсами. Российская стратегия использования энергетического экспорта в качестве инструмента внешней политики и генератора доходов порой вызывает противоречия. Чтобы использовать энергетические рычаги во внешней политике, Москва должна иметь возможность снижать или поднимать цены, а также грозить прекращением поставок. А это крайне негативно сказывается на получении экспортной прибыли.
Общемировые и региональные условия изменились настолько, что Москве приходится делать выбор между внешнеполитическим и экономическим аспектами ее энергетической стратегии, определяя приоритеты. И она однозначно решила, что получать доходы намного важнее. Кремль приступил к разработке комплекса мер, предназначенных для адаптации страны к тем переменам, которые произойдут в следующие двадцать лет.
Во-первых, Россия старается устранить очень опасную неопределенность, существующую у нее в отношениях с ключевыми странами-транзитерами, которые всегда позволяли ей поставлять энергоресурсы в Европу. Сооружение нефтяного терминала в Усть-Луге на Балтийском море позволит России пойти в обход белорусской трубопроводной системы, поставляя нефть и нефтепродукты потребителям напрямую. Прокладка газопровода "Северный поток" по дну Балтийского моря, а затем и "Южного потока" через Черное море даст России возможность в случае необходимости перекачивать газ в обход украинской и белорусской транспортных систем. Эти два трубопровода будут в основном обеспечивать поставки газа крупным европейским потребителям в Германии и Италии, с которыми Россия стремится поддерживать долгосрочные отношения стратегического партнерства.
Эти обводные системы позволят России гарантированно обеспечивать газом своих крупных европейских покупателей, благодаря чему Москва будет непрерывно получать столь важные для нее доходы от поставок энергоресурсов. Такая гибкая стратегия энергетического экспорта будет все больше лишать Минск и Киев рычагов воздействия на Москву, а Россия получит дополнительные возможности для превращения Украины и Белоруссии в вассальные буферные государства. Это одна из тех немногих политических целей, которых Москва по-прежнему намерена добиваться в рамках своей энергетической стратегии.
Кроме того, Москва приспосабливает свою энергетическую стратегию к новым условиям, когда европейские потребители наращивают меры диверсификации и либерализации. Газпром начал расширять свою политику ценовых скидок на газ, которую он раньше проводил исключительно в отношении стратегических партнеров, таких как Германия и Италия. Кремль понимает, что его единственная надежда на сохранение газовых доходов перед лицом возможной глобальной революции в добыче сланцевого газа это долгосрочные контракты с потребителями по конкурентным ценам. Москва и дальше будет показывать, что она в состоянии предложить европейским покупателям гарантированные большие объемы и поставки по низким ценам, что редко могут себе позволить поставщики сжиженного природного газа.
И наконец, Россия уделяет большое внимание и выделяет значительные средства на развитие связей с растущими энергетическими рынками Восточной Азии. Она диверсифицирует свои экспортные поставки, страхуясь на тот случай, если проблемы на рынке Европы будут усиливаться. Во всех стратегиях, которые Россия намерена проводить в следующем десятилетии, есть одна общая черта: для их осуществления потребуются большие средства. Один только нефтепровод ВСТО (Восточная Сибирь - Тихий океан) обойдется почти в 15 миллиардов долларов. Несмотря на негативные последствия финансового кризиса 2009 года, у России еще имеются огромные финансовые резервы, которые предназначены для реализации таких масштабных проектов. Но эти средства не бесконечны.
Похоже, Кремль прекрасно понимает, с какими проблемами и вызовами Россия будет сталкиваться в предстоящие двадцать лет, когда подойдет к концу очередной энергетический цикл. В отличие от Брежнева и Горбачева, Путин доказал свою способность разрабатывать эффективные изменения в политике и стратегии российской энергетической отрасли. Тот факт, что Россия сильно зависит от нефтяных цен, по-прежнему тревожит Москву. Но Путину пока удается с упреждением реагировать на внешние изменения в потреблении энергоресурсов и в структуре добычи, особенно на те, которые влияют на газовый рынок Европы. Однако долгосрочная устойчивость и жизнеспособность той модели, к которой идет Россия, по-прежнему вызывает сомнения. |