13 октября 2014 г. в Москве состоялось официальное открытие форсайта "Глобальное будущее образования" (GEFF - Global Education Futures Forum). Задача форсайта, который продлится год и пройдет по всему миру, - выявить основные тенденции современного образования и выработать практические рекомендации на период до 20 лет.
Классическое образование не удовлетворяет нуждам постиндустриального общества. Традиционные учебные заведения не успевают приспосабливаться к быстрому развитию отраслей и появлению новых профессий. Ценность дипломов постоянно падает, а мнение, что основные знания получаются в юности, устаревает. Обучение становится делом всей жизни, растет запрос на получение не набора общих знаний и умений, а строго определенных навыков. Гиперконкуренция требует сокращать сроки образовательных программ. И они появляются: новые высокотехнологические стартапы в интернете, такие как Coursera или Edx, заявляют, что к 2020 г. число их студентов превысит 1 млрд. Как должны измениться учебные учреждения, чтобы выжить, - на этот вопрос ищут ответ участники форума.
В ходе первой встречи в рамках форсайта участники консультационного совета, среди которых были Павел Лукша, профессор Московской школы управления "Сколково"; Алексей Ситников, вице-президент Сколковского института науки и технологий; Исаак Фрумин, советник института образования и исследований ВШЭ; Эдуард Галажинский, ректор Томского государственного университета; Том Вандер Арк, гендиректор в Getting Smart; Инь Чеонг Чэн, профессор Гонконгского института образования; Александр Лазло, президент Международного общества системных наук; Оливье Брешар, сооснователь Institute of Action Research for Education; Генри Ицковиц, автор концепции "Предпринимательского университета" и другие.
На следующую сессию в Сан-Франциско в апреле 2015 года съедется более 300 специалистов. Такой же состав участников ожидается в августе на встрече в Сан-Паоло и в ноябре в Сингапуре.
"Проект уникален не только по масштабу, количеству участников и стран, которые они представляют, но и по степени практичности, - рассказал вице-президент Сколковского института науки и технологий Алексей Ситников. - Мы рассчитываем определить компетенции и знания, которые будут востребованы у работодателей в 10- 20-летней перспективе и в развитие которых станут инвестировать вузы, компании, государства."
"Любой тренд в области образования сегодня затрагивает все страны и является глобальным вызовом для всех. Рассуждения о том, что образование в России уникально, губительны для конкурентного потенциала нашей страны на мировом рынке", - заявил Павел Лукша.
Результатом проекта станет не только доклад о тенденциях системы образования, но и практические рекомендации для отдельных стран и регионов мира. В сессиях примут участие венчурные инвесторы, в том числе уже вкладывающие в сферу образования, представители учебных учреждений и чиновники.