Государственная казначейская служба Украины выложила Данные о исполнении доходной части госбюджета за одиннадцать месяцев. Но вот пиариться на этих данных никто ни в самом казначействе, ни в Министерстве финансов, ни в правительстве не стал. Хотя Если бы возможность была, это бы непременно было.
Увы, бюджет выполняется из рук вон плохо. Недобор по текущему плану поступлений в общий фонд государственного бюджета за одиннадцать месяцев составил 51 млрд. гривен. Заместо 843 млрд. собрано 792.
в последние месяцы Недобор стабильно превышает шесть млрд. гривен. Например, в сентябре Государственная казна недополучила 6, семь млрд., в октябре - семь, 4 млрд., в ноябре - 6, 1 млрд..
не так давно Верховная рада осуществила секвестр бюджета на 20 млрд.. Но тенденция такая, Что Даже урезанный бюджет по результатам года выполнен точно не станет. Недобор по его доходным статьям составит около 55 млрд. гривен, или 6 % от урезанного плана.
А это значит не только необходимость уменьшения расходов или наращивания заимствований, Но И ставит под сомнение выполнение замыслов по доходам в бюджете 2020 года: в нем по общему фонду планировался рост поступлений от секвестированного плана-2019 на 7 %, А сейчас выясняется, Что от факта Он обязан будет составить более 14 %. Что никак не вяжется Даже С оптимистичными планами правительства в отношении повышения экономики.
Ситуация С бюджетом была бы Еще хуже, Если только не " подсобил " Национальный банк. Он В текущем году влил в бюджет почти 65 млрд. гривен При плане в 47, 6 млрд..
повествование ведется об уплате им части прибыли. То есть, российский Центробанк тоже перечисляет 90 % своей прибыли в федеральный бюджет (на Украине процент отчислений законодательно не зафиксирован). Но в последние несколько лет в связи С достаточной ликвидностью банковской системы России С прибылью у него не весьма. А вот украинские коллеги умудряются формировать более семи % доходной части, получая деньги самое главное от огромной массы государственных облигаций, находящихся у них на балансе. Собственно без " посильного участия " Национального банка, который все деньги влил в период 2-х выборных кампаний, дыра в доходной части украинского бюджета была бы Еще на 17 млрд. гривен больше И Даже после секвестра составляла бы более 70 млрд..
Кстати, в итоге фокусов С курсом доллара И пирамидой гособлигаций в текущем году Национальный банк имеет шансы получить гораздо меньшую прибыль. По результатам девяти месяцев она составила 30 млрд. гривен. В доходную часть бюджета грядущего года заложено 40, семь млрд. поступлений от нее. Но Даже они под вопросом.
Столь важная зависимость государственного бюджета от такого своеобразного источника ничего хорошего в себе не несет в принципе.
Ну А без учета нацбанковских средств бюджет следующего года обязан будет вырасти Даже не на 14%, А чуть ли не на 20%, Что без раскрутки инфляции уж буквально нереально.
Что касается более традиционных прихода денежных средств бюджета, То бросается в глаза катастрофа С таможенными платежами. И дело тут Даже не в том, Что по результатам одиннадцать месяцев С таможни поступило лишь 89 % от запланированного, А Недобор составил почти 36 млрд. гривен. Еще примечательнее, Что таможенные платежи за одиннадцать месяцев текущего года оказались на 20 млрд., или на 6, 4 процента, ниже, чем за тот же период 2018-го.
само собой, украинские таможенники объясняют Недобор резким укреплением курса гривны, которое С 1 января по 1 декабря этого года составило почти 14%. Но это Если сравнивать курс именно на указанные даты. Средний же курс гривны за одиннадцать месяцев 2019 года оказался крепче среднего курса за одиннадцать месяцев 2018-го всего на четыре процента. А импорт по сопоставлению С прошлым годом увеличился на восемь %. Для любого, кто осилил азы арифметики, ясно, Что При падении курса на четыре процента И росте импорта на восемь % При прочих равных условиях таможенные поступления обязаны были вырасти. Даже без борьбы С незаконной деятельностью чиновников, серым импортом И контрабандой, о чем новоизбранный руководитель Зеленский начал говорить Еще в июне, когда совершил стремительный наскок на западные украинские таможни. По факту через полгода президентства имеет место Еще большая " тенизация " таможенных потоков - предположительно на десять %.
у украинских налоговиков в общем дела обстоят получше. За одиннадцать месяцев они недобрали всего семь, 3 млрд. гривен. Но тут смущает тенденция - из этой суммы 5, семь млрд. не смогли собрать в ноябре. И это неудивительно в связи С тем, Что украинская экономика именно осенью начала " кашлять " в итоге курсовых экспериментов над ней. Но об обещанной уничтожения теневых рынков И схем И тут говорить, само собой же, не приходится.
Что С этим всем собираются делать в украинском правительстве?
самое главное - явно принято решение строить пирамиду облигаций внутреннего государственного займа И дальше. Если за весь ноябрь произошло позаимствовано чуть меньше одиннадцать млрд. гривен, То 3 И 10 декабря за две попытки взяли взаймы 9, 1 млрд..
При подобных темпах размещения облигаций к концу года заместо планируемых заимствований на внутреннем рынке в объеме 202 млрд. гривен украинское правительство может достичь 335-340 млрд.. А совокупные заимствования внутри страны И за рубежом имеют возможность составить 410-415 млрд. И оказаться в результате на 85-90 млрд. гривен сверх плана.
Кстати, такой объем заимствований составляет предположительно 42% всех плановых расходов государственного бюджета.
То есть, это обязано позволить перекрыть как Недобор прихода денежных средств в бюджет, так И сорванные планы по поступлениям от приватизации. Вопрос только в том, успеют ли потратить лихорадочно занимаемые деньги. По результатам одиннадцать месяцев расходная часть бюджета была недовыполнена на 71 млрд.. Чтобы исполнить бюджет по результатам года, в начале зимы надо потратить почти 150 млрд. - в 2 раза больше, чем Обычно в месяц до этого.
Данные по постатейному исполнению расходов покуда обнародованы только по результатам десяти месяцев. Однако они позволяют понять, какие именно крупные расходные статьи не будут сделаны в 2019 году.
на первом месте, как ни странно, статья " Развитие, закупка, модернизация И ремонт вооружения, военной техники И оборудования ". По результатам десяти месяцев по ней освоено 9, семь млрд. гривен из 17 млрд., предусмотренных на год. Далее идет программа оплаты закупки лекарств - за десять месяцев по ней профинансировано 3, 2 млрд. гривен из 6, 6 млрд., предусмотренных на год. С субсидиями регионам на социально-экономическое Развитие И населению на приобретение топлива тоже все не весьма хорошо. Эти программы сделаны за десять месяцев на 2, 8 из 4, 8 И на 1, семь из трех млрд. соответственно. Серьезное отставание И в планах поддержки аграриев.
И все же на фоне долговой пирамиды И нереальных замыслов по сбору бюджетных прихода денежных средств в предстоящем году нынешнее недофинансирование может оказаться цветочками.