Как мы уже сообщали, в ночь на 31 марта на внеочередном совещании После почти восьми часов рассмотрения Верховная рада Украины Все же приняла Закон о запуске продаж земель сельскохозяйственного назначения.
Стоит разобрать этот Закон подробнее - так Как Все было сделано довольно хитро.
Согласно условиям МВФ, Принятие этого закона совместно с " банковским " законодательным актом, который запрещает обжаловать в суде решения Национального банка в вопросе выведения с рыночного комплекса И уничтожения кредитных организаций (в 1-ю очередь нацелен на запрет возврата Приватбанка Игорю Коломойскому), откроет Для Украины трассу к новой программе кредитования общим объемом восемь млрд. долларов.
Правда, из истории взаимоотношений Украины с Фондом известно, Что шансов получить всю оговоренную в программе сумму почти нет - МВФ, Как опытный шантажист, перед каждым траншем выдвигает Все свежие правила. А Украина далеко не всегда обязательна в исполнении своих обещаний.
в этот раз Все ровно так же: МВФ точно не даст всю обещанную сумму сразу И наверняка будет выдвигать свежие правила к Украине в интересах своих " покупателей ". Но И Украина бросила лазейку, чтобы " кинуть " Фонд.
Закон принимался не Только под давлением МВФ, Но И при помощи " договорняков " между фракциями парламента (причем не Только между теми, кто голосовал за) И с несоблюдениями регламента работы Рады.
Согласно регламенту, на внеочередных заседаниях не имеют возможность рассматриваться законопроекты, которые уже рассматриваются на обычных календарных заседаниях. Помимо этого, во время большей части заседания в зале присутствовало меньше 200 народных избранников, тогда Как голосовало стабильно в 2 раза больше. Плюс внеочередное совещание было назначено на 30 марта, А волеизлияние за Закон в общем состоялось в 0: 42 31 марта. Эти нарушения имеют возможность стать базой Для отмены закона Конституционным судом, об заявлении в который поведали И " Оппозиционная платформа - за жизнь " (ОПЗЖ) И " Батькивщина ". Но на практике это маловероятно - разве Что в случае радикальной смены политической повестки в стране.
Что же относительно " договорняков ", То фракция " Слуга народа " при принятии закона перестала существовать Как монобольшинство. Даже После приезда в Раду Зеленского получилось мобилизовать всего 206 голосов " слуг ". Пришлось добирать на стороне - у " Европейской солидарности " Петра Порошенко, " Голоса ", контролируемого Соросом-Пинчуком, И примкнувшей к ним группы " Доверие ", подконтрольной агроолигарху Веревскому. Образовавшаяся " проМВФовская " коалиция выглядит вроде бы цинично на фоне того, Что избиратели голосовали за Зеленского Как альтернативу Порошенко. Но в ней нет ничего удивительного учитывая То, сколько верных " порохоботов " И " соросят " оказалось в конце концов в рядах " зеленой команды ".
Но И это не вся " зрада ". Протестовавшие против принятия закона ОПЗЖ И " Батькивщина " делали это по максимуму пассивно, без огонька. То есть с большой долей вероятности свои плюшки они тоже получили.
Редакция законопроекта, принятая в ноябре 2019 года в первом чтении, была явно программой максимум, написанной " соросятами " под дудку МВФ. А в тоже самое время И основой Для торга. Ожидалось, Что в одни Руки уже с осени 2020 года будут продавать до 200 тыс. гектаров." Руки " Эти имеют возможность принадлежать Как физическому лицу, так И юридическому. Соответственно, будучи основателями юрлиц, землей смогли бы сразу же обзавестись граждане зарубежных стран. Для понимания, 200 тыс. гектаров - это четверть Черновицкой области. И хотя в проекте содержалось ограничение в восемь % от территории области, концентрация земель предлагалась колоссальная И никак не сопоставимая с европейскими мерками.
Принятие законопроекта в первом чтении в такой редакции обернулось массовыми протестами, которые организовывали украинские агробароны, желавшие выторговать себе преимущества, И поддержали другие аграрии, рисковавшие остаться не у дел уже осенью 2020 года.
в принятом законе продажа земель в одни Руки до 2024 года ограничена сотней гектаров. После планка поднимется до десяти тыс. гектаров.
помимо этого, до 2024 года землю приобретать смогут Только физические лица.
Запрещается продажа земель иностранцам И юрлицам с иностранными акционерами - Как минимум до решения референдума.
так или иначе Запрещена продажа земли юрлицам, акционерами которых являются граждане " государства-агрессора ", любые зарубежные страны или бенефициары, которые зарегистрированы в офшорах.
Запрещена продажа земель, находящихся в государственной И коммунальной собственности.
Запрещена также продажа земель на территориях ЛДНР, Крыма И Севастополя.
Ну И весьма важно - сам процесс продажи земли стартует с 1 июля 2021 года! То есть украинской власти получилось выбить у МВФ отсрочку использования закона, его поэтапное внедрение И другие нюансы: Для Фонда настолько принципиальным оказалось быстрое Принятие " антиколомойского " закона, Что в земельном он пошел на серьезные уступки.
на 1-ый взгляд Все чинно, благородно: Как пожелал украинский избиратель.
Но дьявол кроется в деталях.
Закон подразумевает преимущественное право на покупку земли арендатором. Плюс арендатор может отдать право на покупку другому лицу, уведомив про это собственника. Процедура реализации преимущественного права выписана по максимуму мутно. Но учитывая То, Что на Украине бо? Льшая часть крестьянских наделов размещается в долгосрочной аренде у агрохолдингов, практически со сто процентной вероятностью эта величина даст возможность владельцам агрохолдингов " вчерную " скупать землю Для себя же на " мертвых душ ".
Цена земли законно не имеет возможность быть меньше ее минимальной денежной оценки - А это скромная сумма, Как правило, в районе одной тысячи долларов за гектар. В процессе падения И обвала гривны она будет Только снижаться. В условиях массовой нищеты И отсутствия доступного кредитования явно сложится рынок покупателя, А вовсе не продавца. Потому пожелавший продать свою землю крестьянин предположительно такую сумму за нее И получит. А это копейки в сравнении с любой из сопредельных стран.
Еще один нюанс заключается в том, Что агроолигархи И украинские чиновники в большей мере зарабатывают на схемах с государственной землей. На Украине более десяти млн. гектаров земли принадлежит государству, А управляется государственными организациями. Только вот реально возделывается ими мизерная часть из этих десяти млн.. Большая же часть за копейки передается на обработку агрохолдингам. К примеру, Национальная академия аграрных наук, формально самостоятельная структура, у которой более 300 тыс. гектаров своей пашни. Но обрабатывает она лишь 600 гектаров. Остальное или в обработке по договорам о обоюдной обработке, или иным образом передано агробаронам. И эту коррупционную схему Закон консервирует. А бюджет при этом ни на какие доходы от этой земли претендовать не будет иметь возможность.
Стоит добавить, Что в законе отсутствует популярная в европейских странах норма про То, Что землю может купить лишь тот, кто ее реально обрабатывает И занимается этим какое-То время. А недостаток земельного кадастра в условиях запуска рынка земли неуклонно подстегнет рейдерство, которое И так является бичом Для мелких И средних фермеров.
Все выглядит так, Что Закон принят в интересах местных агробаронов. На данный момент времени МВФ, через который действуют транснациональные организации, видимо, устраивает уже тот факт, Что дело сдвинулось с мертвой точки. В будущем же можно ждать нового давления от Фонда в интересах своих " покупателей ". Однако, И у Украины есть собственный туз в рукаве: ведь можно " кинуть " И МВФ, продлив мораторий на реализацию, скажем, в июне 2021 года.