В ближайшие недели украинское правительство обязано внести в Верховную раду законопроекты О размещении, проектировании И возведении энергоблоков N 3 И N 4 Хмельницкой АЭС, А также О совершенствовании механизма применения средств финансового резерва для снятия С эксплуатации атомных блоков. Указ президента Зеленского предусматривает, Что эти два законопроекта обязаны быть зарегистрированы в парламенте не позже 22 ноября.
покуда Украина майданила, денонсировала договора в атомной сфере С РФ И запускала на собственный рынок американское топливо, А шире - покуда бездумно проедала советское атомное наследие, она незаметно приблизилась К окончанию сроков эксплуатации энергоблоков своих АЭС. Что автоматически породило сразу две проблемы: оплаты процедуры выведения их из эксплуатации И строения замещающих мощностей.
Шансов решить эти проблемы в полном объеме у Украины нет. Более того, в условиях продолжающейся экономической деградации туманным видится даже частичное ее Решение. И Если без новых энергоблоков Украина как-То просуществует (живут же без АЭС Афганистан, Сомали И еще полторы сотни стран), То снимать С эксплуатации отработавшие свое блоки в итоге надо будет.
на днях в " Энергоатоме ", являющемся оператором украинских АЭС, осознали, Что первыми надо будет выводить из эксплуатации блоки N 1 И N 2 Ровенской АЭС, на которых не так давно приняли Решение поэкспериментировать С американским топливом. Чем подтвердили очевидное: коммерческого смысла для Украины в данных экспериментах нет, ведь эти два блока обязаны быть выведены из эксплуатации в 2030-2031 годах - после 20-летнего продления срока их работы, реализованного, кстати, При участии российских ОКБ " Гидропресс ", " Силовые машины " И иных организаций. Нынче на Украине события по продлению эксплуатации осуществляются своими силами. Что же относительно еще одного продления службы 50-летних блоков в 2030-2031 годах, То его вряд ли разрешат провести западные " партнеры ".
Расходы на выведение энергоблоков из эксплуатации в " Энергоатоме " посчитали в скромные 300 млн. долларов для ВВЭР-440 И 400 млн. - для ВВЭР-1000. Но следует иметь в виду, Что повествование ведется О методе отложенного демонтажа продолжительностью 52 года С начала процесса. Он подразумевает выдержку энергоблока в состоянии покоя на протяжении 50 лет после выгрузки из него ядерного топлива. То есть окончательная Стоимость вопроса в реальности неизвестна, А в виде базового варианта выведения из эксплуатации выбран принцип " ввязаться в драку ".
Вскоре после 2-х ровенских К 50-летнему сроку эксплуатации приблизится большая часть из действующих ныне на Украине энергоблоков.
в наследство от СССР Украине досталось пять АЭС С пятнадцать действующими энергоблоками (включая 3 - на Чернобыльской АЭС) Плюс шесть недостроенных блоков средней И высокой степени готовности. К концу 2000 года (не без давления Запада И его обещаний помочь финансово со строительством замещающих мощностей) на Чернобыльской АЭС был остановлен последний действующий блок. Потери были компенсированы достройкой энергоблоков на Запорожской, Хмельницкой И Ровенской АЭС. Правда, кредиты на это дал не Запад, А Россия.
возведение 2-х энергоблоков Хмельницкой АЭС, которые ожидается закончить теперь, остановлено в 1990-м на стадиях готовности 75% И 25%. Решение об их достройке было принято украинским правительством еще в июле 2005 года. Во исполнение этого решения в 2006-м обследованы строительные конструкции. Отчет по итогам обследования " не позволил сделать окончательный вывод О долгом сроке службы этих конструкций " - в связи С имевшим там место в 1989 году пожаром, А также из-за отсутствия изрядной части документации на них.
Во исполнение другой части этого решения в 2008 году были определены критерии выбора проекта энергоблоков И проведен состязание, победителем которого стал " Атомстройэкспорт " С реактором ВВЭР-1000/В392. Цена реализации проекта оценивалась на тот момент в пятнадцать млрд. гривен (три млрд. долларов).
в 2012 году Верховная рада приняла закон " О размещении, проектировании И возведении ХАЭС-3, 4 " И ратифицировала подобающее договор С Россией. Цена достройки оценивалась уже в 37 млрд. гривен (4, 6 млрд. долларов) И предусматривала частичное финансирование от России.
Однако в 2015 году Верховная рада денонсировала межправительственное договор И объявила недействительным закон О достройке энергоблоков, отменно выстрелив стране в ногу.
Далее последовали судорожные попытки обнаружить альтернативное финансирование И технологии. Принималось заключение О возведении энергомоста в ЕС, в обмен на который Украина рассчитывала получить кредит. Европу эта тема не заинтересовала. Потом были попытки получить китайские деньги. Но, Во-первых, Китай просто так кредиты не раздает. А Во-вторых, в свете происходящего С фирмой " Мотор Сич ", купленной китайскими инвесторами, Но так И не перешедшей под их управление из-за действий украинской власти, это стало Буквально нереальным.
все равно успехом не увенчались ни розыск оплаты, ни розыск технологий. Если успехом не считать определение в виде строителя И поставщика котлов чешской Skoda JS, принадлежащей российским Объединенным машиностроительным заводам. При этом Skoda JS, само собой же, не имеет своего проекта реактора, А может поставить только какой-либо из вариантов российского ВВЭР-1000. Цена работ в мае 2017 года была оценена в 72 млрд. гривен (2, 7 млрд. долларов). Сумма явно занижена, потому Что Skoda JS имеет слабые компетенции (за всю известную историю изготовила только 3 ВВЭР-1000, последний - 20 лет назад), будет перепродавать чужой проект И т. Д. Однако И эти деньги покуда непонятно, где брать.
Но это не мешает ситуации развиваться, несясь вскачь. Совсем на днях И аж через 14 лет после получения неоднозначного результата последнего обследования недостроенных блоков - И без проведения нового - рабочая группа " Энергоатома " признала их пригодными для достройки. Стоит напомнить, Что недостроенные конструкции без консервации простаивают уже Более 30 лет. Плюс блоки проектировались под " дофукусимские " реакторы ВВЭР-1000/320, А " послефукусимский " ВВЭР-1000/В392 просто конструктивно несколько больше.
С учетом всех обстоятельств, связанных С идеей достройки энергоблоков, - отсутствия источника оплаты, выбора строителя И поставщика, признания пригодности К достройке недостроенных блоков без надлежащего обследования - да еще в условиях перманентной убыточности " Энергоатома " (по итогам первого полугодия Фирма зафиксировала убыток в 2, 7 млрд. гривен) складывается впечатление, Что целью является не столько достройка энергоблоков, сколько попытка Что-То " распилить " на первом этапе, А там уж куда кривая вывезет.
Резюмируя, можно спрогнозировать, Что события по выведению старых блоков из эксплуатации внешние кураторы Украины, возможно, прокредитуют - от греха подальше. Что же относительно строительства новых, То, думается, денег на них они не только не дадут, Но И имеют возможность воспрепятствовать строительству, Если таковая перспектива станет реальной. Запад вполне устраивает будущее Украины как " аграрной супердержавы ", А в ней аборигены вполне имеют возможность обойтись " зеленой энергетикой ".