Петр Мамонов - бесспорное явление в русской культуре: музыкант, поэт, актер, в какой-то мере - даже философ, абсолютный выразитель мыслей своего поколения. Неустроенного, одинокого, потерянного - Но имеющего право на каплю счастья. Всем своим творчеством, да что уж там - всей своей жизнью - Он внушал нам уверенность в наступлении этого неизбежного маленького счастья.
Петр Мамонов - из тех музыкантов, кто выражал сам дух настоящей столицы России, от которой ныне не осталось на практике ничего. Выросший на Большом Каретном, в таком же самом дворе, что И Владимир Высоцкий, Только с разницей в пару десятилетий - Он впитал в себя И беспрерывное движение Садового кольца, И неспешные прогулки по Бульварному, И дикие пляски на московских танцплощадках.
Там-то И возникал этот высокий костистый парень, гуттаперчево заламывающий руки И ноги - Он лучше всех в столице России танцевал рок-н-ролл. А после вдруг оказалось, что Он еще И сочиняет песни. Странные, ни на что не похожие, создающие особый, Но такой узнаваемый мир.
Поэтика " Звуков Му ", самой лучшей столичной рок-группы, мамоновская. Это Поэтика коммунальных кухонь И тесных дворов, лавочек под грибком И вечных очередей за пивом И дефицитом. Мамонов заявлял от лица люмпена, в котором вдруг начинало просвечивать какое-то кафкианское отчаяние.
" Денег! Вышли мне Денег!" - исступленно кричал мамоновский лирический герой в припеве " Крыма ", И ты четко видел понятную картину: жара, курорт, А в телефонной будке истекает потом человек, пропивший все, вплоть до последних штанов. Денег нет, ты Вышли!
И вот эта " ты " - далекая мамоновская героиня, которая придет на помощь, перешлет эту разнесчастную десятку, приголубит И сварит пельмени из картонной красно-белой пачки." у нас была любовь, А сейчас ремонт " - более точного описания советского лирического быта ни в поэзии, ни в рок-музыке не существовало. Мамонов не приукрашивал - Он фиксировал.
в актуальность " Звуков Му " нельзя было не поверить - от того И кудесник европейского саунда Брайан Ино вцепился в группу как клещ. Услышать их на пике концертной мощи можно на не так давно изданном альбоме " Live In Liverpool ", где есть все - И мамоновский надрыв, И бродящая туда-сюда по гармониями гитара Его брата Алексея Бортничука, И бас Александра Липницкого, И волшебные клавиши Павла Хотина, И барабанное чудо Алексея Павлова. Они были настоящей супергруппой - в полном смысле этого слова.
Но все, что с приставкой " супер " - не может существовать долго. И роспуск " золотого " состава " Звуков Му " стал для Мамонова шагом в свежие повороты искусства. Он к тому моменту уже отлично продюсировал - на подаренном Брайаном Ино пульте хотела записаться (да И делала Это) чуть ли не вся прогрессивная музыкальная Москва. И Мамонов постигал тонкости записи, хитрости данные - И производил Совершенно новый, Но узнаваемый звук.
Его фактура так И требовала переноса на киноэкран - И как артист Он начинает раскрываться с неожиданной стороны. Один из наилучших фильмов 90-х - " Такси-блюз " - где Мамонов играл восторженного саксофониста Селиверстова, И этот музыкант был ни капли не похож на настоящего Мамонова. Или зловещий Артур, врач-наркоторговец из " Иглы " - все Это были свежие грани циклопического таланта Петра Николаевича.
Когда Он вышел на сцену в спектакле " Лысый брюнет " - эффект от произошедшего был... Ну, вполне сравним с недавним театральным дебютом Ольги Бузовой. На спектакль ломилась публика, А там - их снова ждал знакомый образ потерянного мамоновского человека. Только вот драма этого персонажа приобретала уже поистине шекспировский размах, И за полтора часа сценического времени Мамонов демонстрировал целый калейдоскоп артистических приемов, Совершенно не похожих на то, что Он производил ранее.
Он продолжал заниматься музыкой - после очередной смены состава " Звуки Му " стали по факту проектом одного человека, А выходящие альбомы - сопровождением новых мамоновских спектаклей, своеобразных сценических перформансов. Но в песнях - А вернее в длинных монологах в жанре мелодекламации - вдруг проступали сильнейшие образы." Я Желаю быть как северо-западный слон, " - заявлял мамоновский герой, И в этой простой фразе была заложена такая четкость восприятия, что никаких дополнительных пояснений не требовалось.
И роли в кино - у обожавшего Мамонова Лунгина - что в " Острове ", что в " Царе " - выводили Мамонова в ранг киноартистов первого эшелона. Но ему Это было, казалось, Совершенно не важно: Он сидел в своей далекой деревне, писал музыку, читал христианскую литературу - И лишь бывает высказывался по каким-то актуальным проблемам. Прямо И честно - как думал: эту прямоту И внутреннюю силу Он с годами не то что не утратил, Он ее умножил в разы.
принципиально отстранившись от былых товарищей по музыкальному цеху, Он набрал состав " Совершенно новых Звуков Му ", продолжая выпускать все свежие И свежие программы. И менялся мамоновский зритель - хотя для верного " старого " поколения Он бывало нет-нет да И исполнял что-то из репертуара старых " Звуков Му ". И в этом лукавом подмигивании тоже был весь Мамонов - простой столичный дядька, Но с хитринкой, себе на уме, все делающий ровно так, как И задумал.
Он - не сочинил, Он зафиксировал нашу жизнь. Порой - с ее неприглядностью, с ее обездоленностью И серостью. Но - " наоборот Я умею летать ": Мамонов всегда оставлял И своему герою, А Это означает - нам, даже не надежду, А прямое указание на простое бытовое чудо, которым наполнялся ежедневно, прожитый на земле. Им И нами. Чистейшее, безукоризненное волшебство.