В российских образовательных учреждениях вспыхивают конфликты на религиозной почве: недавний случай в Дагестане вскрыл Противоречия между светским И духовным взглядами на образование. Части родителей злит " навязывание клерикализма ", другие, напротив, заявляют об ущемлении прав верующих детей. Как решают проблему - в материале Ласт Ньюс .
Каждое 1 сентября школьников несомненно ждет Что-то новое: предметы, педагоги, экзамены. Вот И для учениц школы в дагестанском селе Маджалис учебный год начался необычно.
на пороге их встречал зам. директора. Пропустив девочек через рамку металлоискателя И измерив температуру, разделил их на две группы. У кого на голове косынка, шли на уроки. Без головного убора - стояли в стороне И ожидали разъяснительной беседы. И подобных оказалось Немало. Новый элемент школьной формы ввели Без предупреждения.
Естественно, Это привело в негодование родителей большинства учениц. Они уверены, Что школьное руководство навязывает детям религиозные нормы. После жалоб в районную администрацию замдиректора уволили за превышение должностных полномочий.
Конфликт в Дагестане разрешился быстро, в противоположность от более глобальной проблемы - Как примирить светские И религиозные нормы в образовательных учреждениях. Самое главное повествование ведется об исламе, последователей которого каждый год в РФ все больше. Эта религия требует соблюдения главных правил. К тому же даже детьми. И Если дагестанский происшествие продемонстрировал реакцию, Что называется, секулярной стороны, то в общем по России нередки обратные случаи.
Так, жительницу Брянска Мадину (имя изменено по ее просьбе), наоборот, Не пустили в школу в платке. К последнему году обучения ей исполнилось 18 лет, по этой причине носить хиджаб она приняла решение осознанно. Но были начаты проблемы.
" в 1-ый же день меня вызвали К директору. Спросили, отчего явилась в светское заведение в таком виде. Я объяснила, Что ношу хиджаб согласно религиозным убеждениям. На Что руководство заявило: учебное заведение - Не то место, где надо демонстрировать религиозные убеждения, И Что платок надо снять ", - рассказывает девушка.
Мадина окончила школу в 2018-м. В последние месяцы, по ее выражениям, никто насильно Не снимал с нее хиджаб. Администрация нашла другой метод давления.
" в 11-м классе моя успеваемость существенно ухудшилась. Училась Я всегда хорошо. А здесь вдруг учителя начали предъявлять персонально ко мне более высокие требования. И отношение их изменилось: стало более грубым, холодным. Не могу точно сказать, было ли Это негласное распоряжение руководства. Но причина И следствие, кажется, ясны ".
Похожий Конфликт этой весной дошел До прокуратуры - туда пожаловался имам города Пласт Челябинской области Раис Султанов.
в местной школе, посчитал он, много раз нарушали права мусульман. К примеру, его дети Не захотели читать вслух на уроке стихотворение Аполлона Майкова " Христос воскрес ". А на уроке ИЗО ученикам сделали замечание, когда те заместо пасхальных яиц нарисовали мечеть.
помимо этого, По данным имама, школьникам негде было совершать намаз на перемене, хотя он просил про Это руководство. В конце концов Они молились под лестницей, несмотря на насмешки одноклассников.
Не сумев прийти К общему мнению с руководителем, школу сменили. Но И на новом месте Не избежали старых вопросов.
" Последней каплей стал презентацию фильма про Афганистан на уроке ОБЖ. В нем есть кадры с террористами, сопровождающиеся чтением Корана. Такой композиционный ряд дети имама сочли оскорбительным ", - говорит Юрист семьи Руслан Нагиев.
До суда, правда, дело Не дошло. После проверки прокуратуры имам все же уладил отношения со школой." Немало помогла И огласка в средствах массовой информации, - замечает Юрист.- Это вызвало общественное обсуждение проблемы в г.. Примирились еще И Потому, Что Пласт маленький, все один другого знают ".
Юрист также уточнил, Что с началом учебного года родители нередко жалуются на ущемление религиозных прав детей в школьном учреждении. В большинстве своем Это Как раз запрет на хиджабы И невозможность совершать намаз. Нагиев считает, Что в подобных ситуациях школьное руководство опрометчиво забывает закон страны.
" Статья 24 Конституции дает гарантии каждому право исповедовать любую религию или Не исповедовать никакой. В этом смысле права верующих И неверующих равны, - напоминает Юрист.- помимо этого, есть Закон РФ " О свободе совести И религиозных объединениях ". В нем сказано, Что право на свободу вероисповедания имеет возможность быть ограничено " только в этой мере, в какой Это надобно в целях предохранения <... > здоровья <... > человека И гражданина ". А какой вред здоровью может причинить намаз или платок?"
одновременно, согласно тому же закону, государство " обеспечивает светский характер образования в государственных И муниципальных образовательных организациях ". Что, само собой, приводит К коллизиям.
Но проблема, Как полагают специалисты, Не тупиковая. Самое главное она лежит в юридической плоскости.
" Без сомнения, Мы имеем гарантия свободы совести И вероисповедания. Однако отсутствуют реальные законы или инструкции, которые регламентируют отношения на местах, ведь везде ситуация разная. Если повествование ведется О районах или регионах с компактным проживанием или преобладанием адептов определенной религии, то, Без сомнения, надо принимать во внимание аналогичный момент ", - объясняет директор ФГБНУ " Главэкспертцентр " Вера Скоробогатова.
по ее видению, конфликты на религиозной почве Не стоит решать категорично в духе " взять И ввести запрет на ". Противоречия между светским И духовным Вполне разрешимы. И в РФ Это уже постепенно происходит.
О положительной динамике в непростой ситуации заявляют И Уполномоченные ислама.
" в столичной области, К примеру, запустили проект " учебное заведение добрососедства ". В нем Уполномоченные трех религий - православия, ислама, иудаизма - приезжали в школы И рассказывали О своих религиях. Мы произносили на практике об одних И тех же духовно-нравственных ценностях ", - вспоминает 1-ый зампред Совета муфтиев России Рушан Аббясов.
основной задачей он считает просвещение общества. По этой причине в образовательных учреждениях надо рассказывать О разных религиях, А Так же среди них об исламе. Дабы защититься конфликтов.
" Что же относительно молитв в учебных заведениях, - объясняет муфтий, - то Мы покуда До этого Не доросли. Потому Что специальных молельных комнат в образовательных учреждениях нет. Я сам, будучи студентом, находил для этого где-то закуток ".
Однако И тут, подчеркивает Аббясов, ситуация меняется. К примеру, открывают мусульманские молельни в аэропортах. В Республике Татарстан такие помещения соорудили в торговых центрах. Вполне может быть, скоро Они возникнут И в образовательных учреждениях.